То, о чём мы забываем, уповая на Аллаха
Человек, решая насущные вопросы, постоянно на что-то или кого-то надеется: будь то деньги, статус, талант или - родные, друзья, начальство…
Всевышний так и называет людей - «уповающими». И тут же направляет: «…и пусть на Аллаха полагаются уповающие» (Сура «Ибрахим» 14/12). Т.е., для человека самое правильное – это связывать свои надежды только с Аллахом, уповать только на Него. По-арабски это называется «таваккуль аляЛлах».
Из вероучения.
Для мусульманина таваккуль обязателен, пренебрежение им - греховно, а отрицание – может лишить Имана.
Такой серьёзный вес имеет полагание на Всевышнего, в связи с его упоминанием в Коране и хадисах Пророка, Мир ему. Например, «Если Аллах окажет вам помощь, то никто не одолеет вас. А если Он оставит вас, то кто же вам окажет помощь после Него? И пусть только на Аллаха уповают верующие…» (Сура «Алю Имран» 3:160).
А также: «Если вы искренне будете уповать на Аллаха, то Он обеспечит вас, подобно тому, как даёт пропитание птице, вылетающей голодной из гнезда утром и возвращающейся в него сытой» (Хадис Пророка, Мир ему, в передаче Имама Ат-Тирмизи).
Таваккуль соотносится с Верой человека в Аллаха, в Его Сыфаты и Священные Имена. Так, принимая и помня, что Создатель – Аль-Хабир (Всесведующий), Аль-‘Адль (Справедливый), Аль-Лятыф (Оказывающий милость рабам), Аль-Хафиз (Оберегающий) и т.д., человек сознаёт на уровне твёрдого убеждения, что ждать помощи от кого-то, помимо Творца – бессмысленно и даже вредно.
Как правильно совершать таваккуль?
Прежде всего, для разрешения волнующей ситуации, человеку следует предпринять всё, что зависит от него самого. Эти меры должны соответствовать: Исламским установлениям, общему порядку вещей, правилам жизни общества (законам, этике и т.п.), а также возможностям человека. Причём, возможности свои нужно задействовать по максимуму.
Никакого противоречия в таком подходе к таваккулю нет. Многие, наверное, знают совет Пророка, Мир ему, одному из современников - «сначала привяжи верблюда, а потом полагайся на Аллаха». Религия предусматривает активную жизненную позицию человека, ведь способности и возможности даются нам во благо, для извлечения пользы.
После всех усилий, приложенных в процессе решения задачи, человек доверяет результат Аллаху, т.е. полагается на Него, делает таваккуль. Для этого необходимо:
1) Обратиться душой к Аллаху;
2) Уповать на Его Волю и Могущество;
3) Быть уверенным в получении Помощи от Него;
4) Быть готовым принять любой исход дела как наилучший для себя и как проявление Мудрости Аллаха.
Этот последний пункт или выпадает из поля зрения людей, или даётся наиболее трудно. Ведь мы привыкли мыслить конкретными расчетами и категориями. Но тут они бессильны. Ибо Сокровенное не просчитать калькулятором и не увидеть обычным зрением. Нам не дано знать, как происходит Акт Творения и реализуются Замыслы Творца.
Единственно-возможное для нас – это полностью доверять Тому, Кто нас создал, а значит, принимать предписанное, как проявление Его Мудрости, как наилучшее для нас. Таваккуль высочайшей пробы продемонстрировал Пророк Ибрахим, Мир ему, когда был брошен в костёр.
Полное доверие Аллаху не приходит само, ему надо учиться. Учиться, прежде всего, через осознание себя рабом Всемогущего - зависимым от Него, слабым и нищим. Такое понимание «своего места» ограждает человека от горделивости и конфликта с Творцом, а значит, является спасительным.
Таваккуль аляЛлах каждый раз закрепляет в нас важнейшее знание о том, что всё – по Воле Аллаха. Это знание даже в случае, когда результат не совпадает с ожиданиями, помогает нам сохранять самообладание, не впадать в отчаяние и продолжать благодарить Аллаха. В свою очередь, благодарность Создателю – само по себе счастье: «Если вы будете благодарны, то Я непременно умножу вам [милость]» (Сура «Алю Имран» 14:7).
Гузель Ибрагимова