"Терпение больше всего необходимо проявлять в начале беды"
За каждой тягостью наступает облегчение
[Сура аш-Шарх 94:6].
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему Всевышний испытывал пророка Йакуба (мир ему) его сыном, пророком Йусуфом (мир ему). Потому что он из всех своих сыновей больше всего любил Йусуфа (мир ему). Человек практически все время подвержен испытанию тем, что он большего всего любит. В Священном Коране так описывается состояние пророка Йакуба (мир ему):
“Вечером они вернулись к своему отцу с плачем и сказали: “О отец наш! Мы соревновались, а Йусуфа оставили стеречь наши вещи, и волк съел его. Ты все равно не поверишь нам, хотя мы говорим правду”.
Они показали лживую кровь на его рубашке, и он сказал: “О нет! Это ваши души ввели вас в соблазн, и лучше проявить терпение. Только Аллаха следует просить о помощи против того, что вы рассказали” [Сура Йусуф 14:16-18].
Согласно преданию, когда пророку Йусуфу (мир ему) принесли окровавленную рубашку, он поднес ее к своему лицу и глазам, и заплакал, сказав: "Я в своей жизни еще не видел такого благородного волка, который съел моего сына, даже не разорвав рубашку".
Плачущему пророку Йакубу (мир ему) нечего не оставалось кроме, как терпеть. Он в этой ситуации никому не жалуясь проявил свое смирение и терпение. Пророк Йакуб сказал: «Вы решили разлучить меня с Йусуфом, и этот ужасный поступок показался вам привлекательным. Я постараюсь выполнить свой долг, проявить прекрасное терпение и пройти через это испытание. Я не стану сетовать на судьбу и жаловаться людям. Я не надеюсь на самого себя и буду усердно молить Аллаха о помощи».
Посланник Аллаха (мир ему) спросил у Джабраиля: “Какова была боль пророка Йакуба от разлуки с сыном?”. Архангел Джабраиль ответил: “Его боль была соизмерима с болью семидесяти матерей потерявших своих сыновей”.
На что Посланник Аллаха (мир ему) снова спросил: “Тогда какова была его награда?”. Архангел Джабраиль ответил: “Он получил награду ста мучеников [шахид], потому что он ни на один миг не подумал ничего дурного о своем Всевышнем”. Его смирение является лучшим из всех смирений.
Всевышний этой притчей утешает Посланника Аллах (мир ему) и советует ему смирение.
“О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем. Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость. Не подчиняйся неверующим и лицемерам, оставь причиняемые ими страдания и уповай на Аллаха. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!” [Сура аль-Ахзаб 33:45-48]
Таким образом Господь советует Пророку (мир ему) быть терпеливым. Этими аятами Священного Корана Посланник Аллаха (мир ему) утешал своих сподвижников, лечил их душевные раны и боли. Согласно одному из хадисов Хаббаб бин аль-Аратт, (да будет доволен им Аллах) передал следующее:
“Однажды, когда Посланник Аллаха лежал в тени Каабы, мы стали жаловаться ему, говоря: “Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?” В ответ на это он сказал:
“Среди живших до вас бывало так, что человека хватали, вырывали для него в земле яму, помещали туда, а потом приносили пилу, клали ему на голову и распиливали его надвое, однако и это не могло заставить его отречься от своей религии, бывало так, что человека раздирали железными гребнями, отделявшими мясо от костей, но и это не могло заставить его отречься от своей религии!
Клянусь Всевышним, Аллах обязательно приведёт это дело к завершению, и будет так, что всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха или нападения волка на своих овец, но вы слишком торопитесь!” [Бухари, Сахих, 3612].
После этого Пророк (мир ему) произнес эти аяты:
“Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал. Это - всего лишь недолгое удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе! Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых” [Сура Алю Имран 3:196-198].
После усиления истязаний мушриков Мекки по отношению к мусульманам этими аятами Всевышний совершенствовал и одновременно утешал сердца уверовавших. С одной стороны страдания и мучения служили поводом к близости рабов к своему Господу. С другой стороны, они выполняли функцию божьих весов, измерявших их смирение и покорность.
“Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой. И не преступайте границ дозволенного, ибо Он видит то, что вы совершаете. Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки.
Совершай намаз в конце двух частей дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это - Напоминание для поминающих. Терпи, ибо Аллах не теряет вознаграждения творящих добро” [Сура Худ 11:112-115].
Терпеливо выполняй повеления Всевышнего и терпеливо избегай ослушания. Всегда поступай только таким образом и никогда не гневайся. Твой Господь не теряет вознаграждения тех, кто творит добро. Он принимает их благодеяния и дарует им вознаграждение, которое намного превосходит то, что они смогли заслужить. Такими словами Аллах призвал людей всегда проявлять терпение и вспоминать о Божьем вознаграждении всякий раз, когда они будут ощущать свою слабость...
Каждый должен для себя определить в каких местах у него сложности, с кем у него есть проблемы, где он боится оступиться - это все должно быть территорией терпения. Аяты Священного Корана и хадисы Посланника Аллах (мир ему) должны стать для нас всех руководством. И тот, кто будет их придерживаться с Божьей помощью победит. Если человек лишится терпения, то все невзгоды превратятся в череду лишений. Без терпения человек может потерять многое к чему стремится.
Терпение — это важное средство для успокоения и смягчения. Во время неожиданных проблем терпение помогает человеку не совершать быстрых необдуманных действий, о которых человек впоследствии может сожалеть. Поэтому истинное терпение — это терпение, проявленное в первых минутах беды.
Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), передал: «Однажды Пророк (мир ему) проходивший мимо какой-то женщины, которая плакала у могилы, остановился и сказал ей: “Бойся Всевышнего и храни терпение”. Женщина, не знавшая его в лицо, воскликнула: “Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!” Потом ей сказали: “Это же был Пророк (мир ему)” — и тогда она пришла к дверям дома Пророка (мир ему) однако не обнаружила там привратников. [Имеется в виду, что это удивило женщину, считавшую, что Пророк (мир ему) должен жить подобно царям]. Она сказала ему: “Я не знала, что это ты!” — он же сказал ей: “Поистине, терпение больше всего необходимо проявлять в начале проявления беды” [Бухари, Сахих, 1252].
Islam-today