«Тело живо благодаря душе, а не душа – благодаря телу...»
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 67. Разъяснение того, что достоинство тела определяется душой, хотя оно и не ведает о душе
Философ сделал из лекарств целебную смесь,
Подобно писцу, который пером вывел [букву] нун.
Начал он благодаря знанию Великого [Господа],
Показал из тайны души дела разные.
Сказал: «Сделаю я тонкое замечание о теле и душе,
Дабы стал ты сведущим о них обоих.
Тело живо благодаря душе, а не душа – благодаря телу.
Она подобна птице, а это [тело] подобно лугу.
Птица летает, а этот луг остается на месте.
Никогда никто не знает, где находится птица.
Дом не ведает об архитекторе,
Хотя и возник он целиком благодаря архитектору.
Разве земля знает, что находится в недрах ее?
Кто милолицым является, а кто безобразным?
Не ведает осел об ‘Исе Духе [Божьем].
Что знает осел о том, у кого есть успех?
Таким образом, тело не ведает о душе,
Хотя душа в теле нашем скрыта.
Одно возвышенно, а другое низменно.
Каждый [из них] устремляется к однородному с самим собой.
Разве у земли есть зрение и проницательность?
Разве у ветра есть речь и способность разговаривать?
Вода и огонь оба противоположностями друг друга являются,
А эти четверо не ведают о душе.
Тот, кому отрезали руки, не знает своего места,
А эти приятные слова ходят на своих ногах.
Достаточно на этом. Сказал я то, что следовало сказать,
Дабы различал ты между этими [вещами].
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.