"Такие верующие являются самыми умными"
Многие люди удивятся, если им сказать, что они живут, неправильно расставив приоритеты в своей жизни. Они вкладывают все свои силы в устройство жизни временной, но при этом они могут совершенно не думать о том, чтобы построить свои отношения с Богом, их не волнуют Его повеления и запреты, они не думают о своей душе.
Образование, здоровье, деньги, автомобили и дома, украшения и драгоценности, супругов и детей никто из людей не сможет взять с собой в могилу. Красивый и удобный дом, который они всю жизнь строили, то есть, их мирские заботы и приобретения перейдут другим людям. А с чем же они перейдут в иной мир?
Когда они умрут, там их будет ждать неказистая, маленькая и неудобная хижина или землянка, жить в которой будет мучительно и тяжело, такова будет их будущая жизнь, поскольку, живя на земле, они не уделяли ей почти никакого времени. Они не совершали молитв и не держали постов, они не посещали мечетей, они не подавали милостыню нуждающимся, не помогали ищущим знаний, не проявляли отзывчивость и сострадание к попавшим в беду. Тем самым, они разрушали свою будущую жизнь, поскольку в тот момент, когда им больше всего понадобятся их благие дела, им нечего будет предъявить.
Есть предание, что, когда умирает человек благочестивый и добрый, заботившийся о своей душе, ему говорят: «Выйди из той жизни, которую ты разрушал, в жизнь, которую ты для себя украсил». Когда же умирает грешник, живший только мирскими заботами, ему говорится: «Выйди из жизни, которую ты для себя украшал, в жизнь, которую ты разрушил». То есть, человек, заботившийся только о мирском, разрушал свою будущую жизнь, а человек богобоязненный, наоборот, всячески украшал и строил жизнь будущую.
В Коране многократно подчеркивается, каким образом человек должен определить приоритеты в своей жизни, какая жизнь для него наиболее важна и ради чего следует усердствовать:
«О, народ мой! Ведь эта земная жизнь – только (временное) пользование, и ведь поистине Вечная жизнь – обитель пребывания» (Сура «Гафир», аят 39).
Земная жизнь сравнивается с игрой: настолько она несерьезна по сравнению с жизнью вечной:
«И эта земная жизнь – только забава и игра (которой забавляются души и тела) (и она преходяща). И поистине, Обитель Вечности – она (и есть) (настоящая) жизнь [в которой нет смерти], если бы они только знали (это)!» (Сура «аль-Анкабут», аят 64).
Наиболее разумный и мудрый человек знает, что на самом деле важно и чему следует уделять наибольшее внимание.
Посланника Всевышнего (мир ему) однажды спросили: «Кто из верующих самый умный?» Он ответил: «Самые умные – те, которые все время помнят о смерти и готовятся к тому, что будет после нее. Такие верующие являются самыми умными» (Табрани, Ибн Маджа).
Если человек будет заботиться только о мирском, забывая о своей душе, какое будет иметь значение, сколько мирских благ он приобретет, пусть даже весь мир будет лежать у его ног, ему это не поможет в ином мире.
Есть такая поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь». Если человек будет сеять, вкладывать только в земную жизнь, то он в итоге пожнет лишь смерть и тление, ведь именно таков конец всякой мирской жизни. Если же он будет усердствовать в добрых делах ради Всевышнего, то он будет вознагражден в будущей жизни, где сможет собрать богатый урожай наград за свою жизнь.
Здесь следует подчеркнуть еще одну вещь. Думать о душе, не значит, только молиться и поститься, читать Коран или проводить дни и ночи в мечети. Мирская жизнь дается человеку не для того, чтобы он полностью забыл о ней, превратившись в некое бесплотное, полностью духовное существо. У каждого из нас есть близкие люди, о которых следует заботиться, необходимо работать ради пропитания семьи, уделять время супругам и детям, помогать соседям и навещать родственников.
Нет греха в том, чтобы стремиться к хорошему заработку, покупать какие-то красивые вещи. Но при этом необходимо делать это с правильным намерением, не впадая в крайности и излишества. Если мы будем делать все, что мы делаем, ради Всевышнего, то самые обыденные вещи могут превратиться в поклонение.
Когда мы пойдем на работу, думая о том, что Всевышний повелел людям искать себе дозволенный заработок, будем заниматься спортом, поскольку наше тело имеет на нас право, оно было нам вверено как аманат, поиграем с детьми, поможем по дому жене или улыбнемся соседу, чтобы сделать им приятное, все это будет не менее богоугодным делом, чем посты и молитвы.
Что можно сказать в итоге? Человек был сотворен как существо из крови и плоти, но при этом с бессмертной душой. Ему не следует забывать о нуждах своего тела и иных мирских потребностях, но главным должна быть забота о своей душе и стремление к довольству Создателя, поскольку мирская жизнь временна, а будущая вечна. В противном случае, если он будет уделять все силы и время только временному, он подойдет к вечности с пустыми руками и в будущей жизни окажется в убытке.
Анна Кобулова