Тайна суры «Аль-Фатиха» в намазе: почему она читается от множественного числа?
Аллах Табаракя ва Та’аля даровал нашему Пророку ﷺ бесценную суру «аль-Фатиха». Она известна своей величественностью и неповторимостью, концентрирующей в себе особую благодать Всевышнего Азза ва Джалля, сказавшего: «Мы даровали тебе (О, Мухаммад!) семь часто повторяемых (аятов) и великий Коран» (аль-Хиджр, 87). Об этом поведал и сам Посланник ﷺ: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа! Не было ниспослано ни в Торе, ни в Инджиле, ни в Забуре, ни в Фуркъане (Коране) ничего подобного суре «аль-Фатиха»! Поистине, она и есть семь часто повторяемых и великий Коран, который был дарован мне!» (Ахмад, Тирмизи).
«Аль-Фатиха» читается мусульманами в каждом ракаате намаза и, согласно кудси-хадису, является некой тайной между рабом и его Милующим Господом: «Всевышний и Великий Аллах сказал: «Я поделил молитву (аль-Фатиха) между Собой и Своим рабом, и он получит то, что попросит. Когда раб читает: «Хвала Аллаху – Господу миров», Всевышний говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда раб продолжает: «Милостивому, Милосердному», Господь говорит: «Мой раб поблагодарил Меня». Когда он говорит: «Властелину Судного Дня», Создатель говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда раб говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи», Он говорит: «Это – между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, что просит». Когда он говорит: «Наставь нас на прямой путь! На путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, кто под гневом и, кто в заблуждении», Аллах Табаракя ва Та’аля говорит: «Мой раб получит это! Мой раб получит то, о чём попросил!» (Муслим, 395).
Относительно того, где говорится: «Наставь нас на прямой путь! На путь тех, кого Ты облагодетельствовал! Не тех, кто под гневом Твоим и, кто в заблуждении!» – разъясняется учёными так: «Те, кого Аллах облагодетельствовал – это те, которые узнали истину и начали делать дела в соответствии с ней и они упоминаются в словах Всевышнего: «Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми, павшими мучениками и праведниками, которых Аллах облагодетельствовал. И прекрасны они как товарищи» (ан-Ниса, 69).
Поистине, детали этой суры поразительны, и они не заканчиваются лишь описанием её свойств и величия. Есть глубокие толкования некоторыми аулияуллах причин того, почему эта сура в намазе читается от множественного числа. Так, после восхваления Аллаха, мусульманин читает: «Иййака на’буду ва иййака наста’ин» – «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи». Человек, молящийся от своего имени, должен бы говорить от своего лица: «а’буду, аста’ин» - «поклоняюсь, прошу помощи». Мухйиддин бин Араби разъясняет смысл этого тем, что Господь желает от своего раба абсолютной покорности. Не только словами и своими движениями в намазе, но всем, что даровано ему Господом: сердцем, душой, мыслями, разумом, всеми органами тела. Искренне. Потому чтение этой суры в намазе от множественного числа должно олицетворять тот духовный настрой, ту отдачу, которую требует Всевышний Аллах.
Ведь речь Великого Создателя не малозначима, не произносится впустую. Когда Он говорит в вышеприведённом кудси-хадисе «Мой раб воздал Мне хвалу» после чтения Его рабом аята «Хвала Аллаху – Господу миров!», – то значит, что Аллах принимает не просто слова, а ту самую покорность верующего, его сконцентрированное на одном Всевышнем, состояние. Иначе говоря, его полное присутствие всей своей сущностью, как сказано в одном из аятов Корана: «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце-кальб, кто прислушивается и присутствует при этом» (Каф, 37).
Вставая на намаз, человек приводит себя в порядок, совершает все прописанные в шариате действия. Но это только внешний образ молящегося. В молитве ли он на самом деле? Достойно ли его сердце созерцания самим Аллахом Азза ва Джалля? Ведь Пророк ﷺ говорил: «Аллах не смотрит на вашу внешность и на ваше богатство, а смотрит на ваши сердца и на ваши поступки» (Муслим; Ибн Маджа, Зухд, 9).
Другие шейхи приводят иное толкование смысла чтения совершающими намаз суры «аль-Фатиха» от множественного числа: «Причиной того, что Всевышний научил верующих читать «Фатиху» от множественного числа, а не от себя лично, является мудрость Господа, знающего сокрытое. Он пожелал создать объединяющую духовную связь между всеми своими уверовавшими рабами. Ведь если бы человек, молящийся Творцу от себя лично, взглянул на своё положение, то увидел бы себя никчёмным, состоящим из одних лишь недостатков. Он бы узрел, что качество его молитвы (учитывая и свою рассеянность при её совершении) не подобает величию Аллаха Джалля Джалялуху. Она среди молитв совершенных (камил) рабов Всевышнего – пророков, аулияуллах, великих праведников и ангелов – покажется настолько недостойной, словно бы её останется лишь выбросить. Потому милостивейший Аллах Субханаху ва Та’аля скрывает эти недостатки по своей великой милости, растворяя их в единстве джамма’ата (собрания) всех поклоняющихся! Таким образом молитвы восходят к Всевышнему в концентрированном, качественном состоянии. Удостаиваются принятия». Хвала Аллаху!
Сказанное выше вторит следующим аяту и хадисам:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с праведными» (ат-Тауба, 119);
«Поистине, есть у Аллаха ещё и другие ангелы, странствующие по земле в поисках джама’атов, где поминают Аллаха. Когда же они находят такие собрания, то садятся вместе с ними и окружают друг друга своими крыльями, пока не заполняют собой всё пространство между нижним небом и землёй. После ангелы расходятся и возносятся к небу, где Всемогущий и Великий Аллах, знающий обо всём лучше ангелов, спрашивает их:
– Откуда вы явились?
– Мы пришли от Твоих рабов на земле, которые прославляют и возвеличивают Тебя, свидетельствуют, что нет бога, кроме Тебя, воздают Тебе хвалу и обращаются к Тебе с просьбами.
– Чего же они просят у Меня?
– Они просят у Тебя Твоего рая.
– Видели ли они Мой рай?
– Нет, о, Господь наш!
– А что было бы, если бы они увидели Мой рай?
– Добивались бы его ещё сильнее! И они просят у Тебя защиты, о, наш Господь!
– От чего же они просят защиты у Меня?
– От пламени Твоего ада.
– Видели ли они Мой ад?
– Не видели.
– А что было бы, если бы они увидели его?
– Они ещё больше страшились бы Твоего наказания и старались бы избежать его. О, наш Господь! И они просят у Тебя прощения!
– Я простил им, и даровал им то, о чём они просили, и защитил их от того, от чего они просили зашиты!
После этого ангелы говорят:
– Господь наш! Есть среди них такой-то, грешный раб, который просто проходил мимо и присел вместе с ними!
– Я простил и ему, ибо они – такие люди, товарищ которых не попадёт в бедственное положение!» (Бухари, 6408; Муслим, 2689).
Альхамдулилляхи Раббил алямин…
Айна Замаева