Существуют ли мучения в могиле?
Правоверный мусульманин верит, что могильные мучения существуют на самом деле, и прибегает к защите Аллаха от этих мучений.
В аяте говорится:
«И Мы накажем их дважды [в земной жизни, а после – в могиле]» (Ат-Тауба, 101).
Было сказано, что одно из упомянутых в этом аяте двух мучений – это мучения в могиле. В другом аяте говорится:
«За свои грехи они были потоплены и введены в Ад. И никто не мог помочь им, кроме Аллаха» (Нух, 25).
Говорили, что Огонь, о котором упоминается в этом аяте, это – мучения в могиле. Поскольку Конец света не наступил, то ввержение в огонь после потопления может означать могильные мучения.
Однажды наш Пророк ﷺ, проходя мимо кладбища, указал находившимся рядом с ним сподвижникам на две могилы и сказал так:
«Поистине, эти двое испытывают мучения. Причины их мук (на ваш взгляд) не столь уж серьезные. Один из них не оберегал себя от попадания мочи на одежду, а другой распускал сплетни».
В чем преимущество скромности над гордостью?
Передается от Салима ибн ‘Абдуллаха радыяллаху ‘анху: «Я слышал это от отца. Он поведал мне: «Сев верхом на моего верблюда, я отправился в путь из Мекки. На задней луке верблюжьего седла висел бурдюк с водой. Между Меккой и Мединой я заехал на кладбище. Вдруг одна из могил разверзлась, и оттуда вышел человек, с головы до ног охваченный пламенем, а на его шее висела цепь из огня. Я направил своего верблюда прямо к этому человеку. Заметив меня, он воскликнул: «О раб Аллаха! Полей на меня немного воды!» В это время ещё кто-то выбрался из могилы, цепляясь за цепь вышедшего первым. Этот прохрипел: «Будь осторожен, не поливай его водой! Нельзя делать ему добро». Ударами огненного кнута он загнал его обратно в могилу».
Надо помнить также слова Вахба ибн Мунаббиха радыяллаху ‘анху: «Если, опуская усопшего в могилу, кто-то произнесет «Бисмилляхи ва ‘аля милляти расулюллах», то Аллах на сорок лет избавит от могильных мучений обитателя этой могилы».
Абу аль-Лейс ас-Самарканди рахимахуллахи приводит такие высказывания некоторых ученых о мучениях в могиле: «Дух будет возвращен в тело так же, как в этом мире. Его посадят и подвергнут допросу. Ему будут заданы вопросы».
По мнению некоторых ‘алимов, вопросы будут заданы только духу, а не телу. Некоторые же считают, что дух будет находиться между саваном и телом. Мусульманин должен верить в существование могильных мучений и не слишком углубляться в то, как именно это произойдет.
Из книги «Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»