Смерть: почему эта тема одна из центральных в исламе
«Неужели не видит человек, что Мы сотворили его из капли [семени]? И вот он открыто спорит! Он привел Нам пример, забыв, откуда сам появился. Он спросил: «Кто оживит истлевшие кости?» Ответь: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он знает [все] о каждом творении» (Йа Син, 77-79).
Непременным условием нашей жизни является ее конечность, то есть мы живем до определенного времени, а после этого нашему биологическому существованию приходит конец. У нас нет возможности воспрепятствовать смерти, отложить ее или остановить. У всего живого есть отведенное время жизни, и когда срок наступит, не будет никакой отсрочки, и каждая душа вкусит смерть (Ãли Имран, 185; Аль-А‘раф, 3).
Начавшись в мире духов, наша жизнь продолжилась в утробе матери, а затем мы открыли глаза для жизни в этом мире, и после смерти наша жизнь не остановится, а продолжится в новом измерении. Ведь смерть не означает исчезновение, нам еще предстоит держать ответ за добро и зло, совершенные нами в этом мире. О том, что это неизбежная истина, повествуется в следующем аяте:
Скажи [им, о Мухаммад]: «Поистине, смерть, от которой вы пытаетесь убежать, настигнет вас, затем вы будете возвращены к Знающему тайное и явное, и Он сообщит вам, что вы делали [при жизни, и воздаст вам за ваши дела]».
Мы каждый миг находимся рядом со смертью. Однако мы не знаем, когда и где придет конец нашей жизни. Кто знает, может вот это и есть тот самый миг. И у нас уже не будет возможности даже дочитать эти строчки. Поэтому смерть не является тем обстоятельством, которого нужно бояться, это обязательный и неизбежный конец всего живого. Мы никогда не увидим человека, сумевшего противостоять смерти. Даже для пророков смерть была неизбежна, и они тоже перешли к новой жизни.
«И никого из людей до тебя [о Мухаммад] Мы не делали бессмертными [в земной жизни]. А когда ты умрешь, неужели они будут жить вечно?! [Конечно, не будут!]» (Аль-Анбия, 34).
В аяте сказано: «Каждая душа вкусит смерть». Насколько абсолютна истина смерти, настолько же абсолютно и воскрешение после смерти. В продолжение этого аята говорится следующее:
«Лишь в Судный день вы получите ваше воздаяние сполна. Кого отдалят от Ада и введут в Рай, тот обретет успех …» (Ãли Имран, 185).
Одна из самых часто повторяющихся тем в Коране − это тема воскрешения после смерти и отчета за нашу жизнь, прожитую в этом мире. Следовательно, вера в ахират включена в Коране в ряд основных условий имана и является одним из самых главных вопросов ислама. Уже в первых аятах начальной суры «Фатиха» Аллах представляет Самого Себя, как «Властителя дня Суда». Можно даже сказать, что в Коране нет ни одной суры, в которой не упоминался бы День воскрешения.
Воскрешение после смерти, Кыямат, Рай и Ад и в целом ахират занимают значительное место в теме сокровенного (гайб). Знания о состоянии человека и о сущности жизни в ахирате недоступны нашим пяти чувствам и относятся к области сокровенного. Их нельзя достичь путем наблюдений и экспериментов, нельзя объяснить с помощью разума и позитивных наук. Единственным источником знаний по данной проблеме является откровение (вахи). Мы довольствуемся в данном вопросе тем, что объясняется в Коране и в сахих хадисах. Будет неправильным делать умозаключения и предположения сверх того, что находим в этих источниках. Человек, способный к здравому размышлению, в состоянии понять, что он не сотворен просто так, без всякой цели, и примет как естественное существование жизни в ахирате. Ведь об этом ему говорят его разум, и чувства справедливости, ответственности, которые в нем живут, и ощущение вечности своего духа.
В каждом из нас живет это чувство бесконечности и вечности. Это и заставляет нас верить, что ахират существует, что мы обязательно будем воскрешены после смерти, и что нас ожидает новая жизнь. Благодаря этому и наша земная жизнь обретает новый смысл, поскольку в ней появляется надежда, что мы не исчезнем вместе со смертью.
В Коране резко отвергнуты утверждения тех, кто ограничивают жизнь лишь этим миром:
«Скажи [им, о Мухаммад]: «Аллах дает вам жизнь, а после забирает ее. Затем Он соберет вас для Судного дня, в котором нет сомнения». Однако большая часть людей не знает [этого]» (Аль-Джасийа, 26).
Может возникнуть вопрос о том, как же будет возможным оживление истлевшего тела. Но мы должны знать, что для нашего Господа, сотворившего нас из ничего, будет очень легко вдохнуть в нас новую жизнь, потому что «когда Он желает чего-то, Ему достаточно сказать: «Будь!» – и это появляется» (Йа Син, 82).
Автор: Islam Today