Слёзы Му'аза ибн Джабаля: почему Пророк ﷺ заставил его плакать?
Му'аз ибн Джабаль – один из самых известных сподвижников Пророка (с.а.с.).
О любви Пророка к этому юноше свидетельствует множество хадисов. Когда мусульмане переселились в Медину, ему было всего 18 лет. Переселившись, посланник Аллаха (с.а.с.) побратал Му'аза вместе с Абдуллахом ибн Мас'удом (р.а.).
Бесстрашный сподвижник участвовал практически во всех битвах мусульман, в которых он был знаменосцем своего племени. Му'аз ибн Джабаль (р.а.) не смог участвовать лишь в битвах при Хунейне и в Таифе, так как Пророк (с.а.с.), после завоевания Мекки, назначил его амиром в Запретном городе и учителем Корана.
В 9 году по хиджре Пророк (с.а.с.) решил отправить Му'аза и Абу Мусу аль-Аш'ари в Йемен в качестве послов и сборщиков закята. Жители Йемена исповедовали христианство, поэтому Му'азу было велено призвать их в первую очередь к свидетельству единобожия, а затем уже только к поклонению Аллаху. Перед отправкой делегации в Йемен, посланник Аллаха (с.а.с.) дал Му'азу ценные советы и инструкции того, как он должен править.
В качестве своего первого наставления Пророк (с.а.с.) сказал: «Призови их (принести) свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха. Если они подчинятся этому, то сообщи им о том, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно. Если же они подчинятся и в этом, то скажи им, что Аллах обязал их выплачивать закят, который следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа» (аль-Бухари и Муслим).
Комментируя этот хадис, ученые говорили: «Единобожие – ключ к призыву пророков». В этом наставлении Пророк (с.а.с.) велел Му'азу призвать жителей Йемена к основам религии ислам: свидетельству веры, намазу и закяту.
Следующий диалог между Пророком (с.а.с.) и сподвижником заложил основы науки «усуль аль-фикх», ведь в нем божий Посланник учит, каких источников должен придерживаться исламский судья.
Пророк (с.а.с.) спросил своего посла: «Чем ты будешь судить?»
Тот ответил: «Книгой Аллаха».
«А если не найдешь решения там?» – поинтересовался Пророк.
Сподвижник ответил: «Сунной посланника Аллаха».
Пророк продолжил: «А если не найдешь и там решения?»
«Тогда буду усердно стараться найти решение, опираясь на свое усмотрение (иджтихад)», – был ответ Му'аза.
И сказал Пророк: «Хвала Аллаху который наставил посла посланника Аллаха на то, что любит посланник Аллаха!» (Тирмизи).
Какие слова Пророка заставили плакать Му'аза ибн Джабаля?
Приводится множество сообщений о том, какие наставления и советы дал посланник Аллаха (с.а.с.) своему любимому сподвижнику перед тем, как отправить его в Йемен. В одном из них он сообщил Му'азу о том, что заставило его заплакать.
В своем последнем завещании сподвижнику Пророк (с.а.с.) сказал: «О, Му'аз! Не ругай и не обвиняй (бездоказательно) ни одного мусульманина. Не отдаляй от себя того, кто говорит тебе горькую правду. Не доверяй лжецу. Не восставай против справедливого правителя. О, Му'аз! Я желаю тебе того же, чего я желаю себе. Навещай больных, спеши на помощь слабым, будь близок к сиротам, общайся с бедными и нуждающимися, будь справедлив к людям. О, Му'аз! Если бы можно было еще раз встретиться с тобой, я сейчас не стал бы так долго наставлять тебя. Однако в ахирате мы будем вместе» («Муснад» имама Ахмада). Тогда Му'аз понял, что уже не увидит посланника Аллаха (с.а.с.) и горько заплакал.
За два года сподвижник внес огромный вклад в распространение ислама в землях Йемена. Он сыграл важную роль в свержении лжепророка Асвада аль-Анси, который завоевал власть над многими селениями. Он вернулся в Медину 11 года хиджры, однако, как и обещал Посланник (с.а.с.) в своем пророчестве, Му'аз не застал там Пророка (с.а.с.) в живых.