Семейная жизнь: как жить по законам Всевышнего?
Семейная жизнь – это тяжелая ноша, которую трудно нести, и сунна, требования которой трудно исполнить. У семейной жизни есть такие трудные стороны, что не каждому суждено их вынести.
Прежде всего, это необходимость добывать халяльный удел. Особенно это трудно в наше время, когда стало меньше возможностей именно халяльного дохода.
Женатый человек вынужден больше работать и больше зарабатывать. Это может привести к тому, что человек перестает различать, где халяль и где харам. Из-за этого он может и себя, и свою семью потащить к погибели. Между тем у тех, кто предпочитает оставаться холостым, таких проблем не возникает.
Отдавать женщинам всё то, что им положено, тоже не так-то легко. Надо терпеливо переносить их характер. Также надо быть готовыми терпеть обиды, которые они могут причинить, поскольку ты несешь ответственность за свою семью. В ахирате с тебя будет спрошено за твою жену и детей.
Наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Человеку, не исполнившему свой долг, как муж и глава семьи, этого достаточно в качестве греха» ( Абу Давуд, Закят, 45).
Было передано, что человек, не желающий обеспечивать свою жену и детей, похож на раба, сбежавшего от своего хозяина. Пока этот человек не вернется к исполнению своих обязанностей, ни его намаз, ни его пост не будут приняты.
Имам Газали (р.а.) пишет: «Человек, который не заботится о жене и детях, имея такую возможность, избегает исполнения своего долга перед ними». В аяте сказано:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (Тахрим, 66/6).
В этом аяте для нас содержится повеление беречь от огня ада и себя и членов своей семьи.
Некоторые приводили такой довод в пользу нежелательности женитьбы: я не могу совладать даже со своим нафсом, не в силах исполнить долг перед самим собой. Как же я могу добавить сюда и другие души?!
Существует еще одна скрытая беда и опасность, ещё большая, чем-то, о чем мы написали до сих пор по поводу семейной жизни. Эта опасность состоит в том, что человек не обеспечит поклонение своих детей Аллаху, станет им мешать в этом деле. Он будет стараться обеспечить их материально, накопит для них богатства, но при этом запамятует о жизни в ахирате.
Человек, желающий иметь много детей, часто будет иметь близость со своей женой, будет ее развлекать, проводить с ней свободное время. Его сердце постоянно будет занято ею и заботой о будущем. И он придет в такое состояние, что вот-вот совсем забудет про жизнь в ахирате. Об этом говорит Ибрахим б. Адхам (р.а.): «Человек, привыкший к женским голеням, не пригоден для дела».
Аллах восхвалил пророка Йахью (с.а.) именами Сейид и Хасур я (прим.ред.: Хасуром называют того, кто отказывается от половых отношений с женщинами ради достижения духовных высот) за то, что несмотря на свою привлекательность, он не имел близости с женщинами. Наш Пророк (с.а.с.) однажды сказал: «Через двести лет лучшим из людей будет тот, кто будет хафифу’ль хаз». Сахабы спросили:
– О, посланник Аллаха! Что означает хафифу’ль хаз?
Наш Пророк (с.а.с.) ответил:
– Это те, у кого нет жены и детей» («Ихья улюм ад-дин», 2/24; Ахмад б. Ханбаль «Муснад», 5/252; Тирмизи, Зухд, 35; Ибн Маджа, Зухд, 4).
А еще наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Для людей наступят такие времена, что человек будет погибать от руки своей жены, отца-матери и своих детей. Они станут обвинять его в бедности и будут возлагать на него непосильную ношу. И он займется делами, которые заставят его забыть про свою веру, и погибнет» («Ихья улюм ад-дин», 2/25).
Продолжение следует...
Понравилась публикация? Не забудьте поделиться с друзьями!
Автор: Islam Today