• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Самое опасное проявление высокомерия

Время чтения: 5 мин
11972

«Все ангелы без исключения пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих. Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (Сура «Сад», аяты 73-76)

Поистине, история взаимоотношений человека с шайтаном началась вместе с сотворением первого человека Адама (а.с.), и через его потомков будет продолжаться до Судного дня.

Счастье человека в земной жизни и в ахирате зависит от здоровья его сердца, потому что только те, кто в Судный день явятся с чистым сердцем, обретут спасение и право на вечные райские блага. Всевышний Аллах благоволит:

«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем»(Сура «Шуара», 26:88-89).

Человеческие наклонности, из которых состоит его нравственность, делятся на два вида: положительные и отрицательные. Среди хороших наклонностей можно назвать смирение, преданность, терпение, смелость, благодарность, мягкость, милосердие, щедрость и другие подобные похвальные черты характера и привычки. А в число дурных наклонностей можно включить горделивость, гнев, насилие, беспечность, зависть, лживость, двуличие, самовлюбленность, лицемерие и другие отрицательные привычки и черты характера.

Одна из порицаемых в Коране дурных наклонностей – это гордыня и тщеславие. Быть обуянным гордыней, значит видеть себя выше остальных, считать других ничтожествами. Такой человек бывает очень высокого мнения о себе. Из самовлюбленности рождается гордыня.

В приведенных в начале нашей темы коранических аятах говорится о том, что Всевышний Аллах сотворил Адама (а.с.) из праха земного и вдунул в него из Своего Духа, научил его всевозможным именам и назначил его Своим наместником на Земле. Иблиса из-за этого охватило чувство зависти. Он отказался совершить перед Адамом (а.с.) земной поклон, сославшись на то, что сам он был сотворен из огня. Иблис увидел лишь внешнюю сторону Адама (а.с.) и посчитал себя выше него, но не сумел разглядеть тайну, мудрость его сотворения, не увидел главных духовных особенностей, составляющих сущность человека. Увидев в Адаме (а.с.) лишь глину, из которой он был сотворен, Иблис посчитал себя сотворенным из более благородного материала. Точно так же думают и все те, кто видят себя выше остальных, благодаря своему богатству, красоте лица, занимаемой должности, происхождению, расе, национальности или социальной принадлежности.

Священный Коран часто напоминает нам, что отрицательные мысли и чувства портят человеческую душу и уводят его с праведного пути. Эти дурные чувства застилают душу и сердце, как будто ржавчина покрывает железо. И наступает такое время, когда человек перестает ощущать реальность, перестает видеть истину.

«Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели»(Сура «Мутафифин», 83:14).

Наш Пророк (с.а.в.) выразил эту мысль в очень лаконичной форме: «…Обратите внимание. В вашем теле есть один кусочек мяса. Если он будет здоров, то и все ваше тело будет здоровым. А если он окажется непригодным, то весь организм испортится. Да будет вам известно, что этот кусочек мяса – сердце». (Бухари, «Иман», 39). 

Великий исламский мыслитель Газали сравнил тело человека со страной, сердце ‒ с ее столицей, а разум ‒ с правителем, который управляет этой страной. Он утверждал, что хорошие и плохие чувства и мысли человека находятся в состоянии постоянных столкновений, воюют между собой. Имам Газали подробно описывает положительные и отрицательные наклонности души и сердца, в том числе останавливается на горделивости и высокомерии. Он указывает на вред, который могут нанести душе эти чувства, и пути освобождения от таких наклонностей.

Мы прилагаем много сил для сохранения здоровья нашего тела, ходим к докторам, получаем необходимое лечение, предохраняемся от жары и холода. Но ничуть не меньше забот трубует и наша душа, наш дух, и нужно прилагать еще больше усилий, чтобы уберечь от болезней наш духовный мир.

Если внимательно посмотрим на разные проявления в человеке гордыни и высокомерия, то увидим, что самая первая и самая опасная из них, это когда человек превозносится над поклонением Всевышнему Аллаху (сура «Мумин», 40:60), не верит и не повинуется Его посланникам («Муминун», 23:34, 47; «Ибрахим», 14:10). Второй вид гордыни и высокомерия человек взращивает в собственной душе, считая себя выше остальных благодаря своим знаниям, профессии, силе и могуществу, богатству, чинам, большому количеству своих сторонников и так далее.

А между тем, ни у кого нет права превозноситься над другими, так как у всех один праотец – Адам. Он же сотворен из глины, а все люди в итоге рождаются от «капли презренной жидкости». В таком случае, по какому же праву можно считать предоставленные некоторым из нас блага причиной превосходства над другими людьми!

Наш Пророк (с.а.в.) говорил, что даже самая малая доля гордыни и тщеславия является очень опасным недугом души и сердца:

«В чьем сердце есть хоть малая доля гордыни, тот ни за что не войдет в Рай!» Один мужчина сказал: «Но ведь человеку хочется, чтобы у него была красивая одежда, и чтобы его обувь тоже была красивой!» Наш Пророк на это ответил: «Поистине, Всевышний Аллах прекрасен и любит красоту. А гордыня же означает попирать истину и презирать людей». (Муслим, «Книга имана», 147).

Лекарством от гордыни и высомерия являются скромность и смирение. Чтобы обрести такое исцеление, нужно реально осознавать свое место в этом мире и преходящий характер этого мира, надо хорошо понимать, зачем ты пришел в этот мир и куда направишься потом.

В Священном Коране сказано, что шайтан старается сбить человека с истинного пути, и подходя к нему спереди и сзади, справа и слева, нашептывает ему сомнения. (Сура «Аграф», 7:16-17). Гордыня и высокомерие – из тех отрицательных наклонностей, которые шайтан старается преподнести нам в разукрашенном виде. Если мы хотим удостоиться любви Всевышнего Аллаха, нужно избавиться от всех дурных мыслей и чувств и с непорочным сердцем предстать перед Аллахом.

Ведь в Коране сказано: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (Сура «Лукман», 31:18).

Islam-Today

Полезная статья? Сделайте репост на Facebook, пожалуйста!

Социальные комментарии Cackle