Рождение уммы: первые годы пророчества Посланника Аллаха ﷺ
Фото: saisnaps/ shutterstock.com
Рождение уммы
Были дни, когда еще на Мухаммада ﷺ не была возложена пророческая миссия. Прибывший из Йемена в Мекку ради умры купец, как и полагается, немного поторговавшись, продал одному покупателю привезенные с собой товары. Но покупатель отказался платить оговоренную сумму за товары. Йеменский купец, который не смог получить сумму за свои товары, обратился к главам некоторых племен с просьбой устранить несправедливость. Но не смог добиться от них никакой помощи.
Вслед за этим он на следующий день взобрался на гору Абу Кубайс и громко прочитал стих о настигшей его несправедливости. Это не понравилось дяде будущего Пророка ﷺ Зубайру иби Абд аль-Мутталибу. Он уговорил самого богатого, старшего и почитаемого главу племени Абдуллаха ибн Джудана ат-Таймия созвать совет для решения этой проблемы. На совете, после многочисленных споров, участники совета поклялись предотвращать подобного рода несправедливости. Более того, они договорились организовать группу добровольцев для этой цели. Пророк ﷺ, которому на тот момент было двадцать, стал одним из добровольцев этой группы.
Наш Пророк ﷺ и после получения миссии с гордостью отзывался об этом соглашении, называемом «Хильф аль-Фудуль», то есть «Клятва праведников».
Он говорил, что не променял бы это единство, созданное для сохранения справедливости в Мекке, даже на стадо красно шёрстных верблюдов и, если бы его снова позвали, то пошел бы без сомнений. А основным принципом этого соглашения было следующее: «Клянемся Аллахом действовать в единстве, когда возникнет несправедливость по отношению к какому-либо человеку в Мекке, вне зависимости от того плохой это или хороший человек, из нас или чужой, до тех пор, пока не установим справедливость» (М. Хамидуллах, Хильф аль-Фудуль, DIA, XVIII/31-32).
Этот случай и следующее за ним соглашение показывает, что в период джахилии (невежества) в таком городе как Мекка царствовал хаос. Мекка являлась самым большим торговым центром своего региона и имела огромную ценность из-за близости к Каабе. Несмотря на это, в городе не имелось никакого политического управления или структуры, которая могла бы организовать порядок в нем. Хотя, весь Аравийский полуостров, включая Ясриб (Медину) был в такой же ситуации.
Фото: tanggamus1001/ shutterstock.com
Потерпевшие не имели возможность обратиться к официальным органам или структурам для восстановления справедливости. Везде процветала насилие и жестокость, а сильные с легкостью угнетали слабых. Межплеменные конфликты помимо того, что препятствовали единству, также становились причиной длительных конфликтов. Нельзя было утверждать о каком-ли-бо мире, спокойствии и безопасности. Именно в такой период наш Пророк принял свою миссию.
Начало пророческой миссии означает конец периода джахилии. Посланник ﷺ в первые годы своего пророчества миссионерскую деятельность вел скрыто.
После ниспослания повеления: «Сначала предупреди своих ближайших родственников и тех верующих, кто последует за тобой, возьми под крыло свое!» (Шуара, 26/214-215), он стал призывать к исламу всех мекканцев. Эти аяты, ниспосланные в конце третьего года миссии, повелевали Пророку ﷺ открыто призывать к исламу. А первыми адресатами этого призыва должны были быть его ближайшие родственники.
Пророк ﷺ начал свой призыв к исламу с родных по отцовской линии, с сыновей Абд аль-Муталлиба. А потом, поднявшись в Мекке на гору Сафа, со всей своей мощью крикнул: «О Саба-хах! О Сабахах!» Это слово у арабов используется для предупреждения о надвигающейся большой беде. Услышав это слово, люди в панике сбежались к нему, чтобы послушать, о чем он будет говорить.
Пророк ﷺ спросил у них: «Поверите ли вы мне, если я скажу: "Вот за этим холмом находится армия, желающая напасть на вас"?», они дружно ответили: «Да, поверим! Мы никогда не слышали, чтобы ты говорил неправду».
«В таком случае, - молвил Пророк ﷺ. - Я предупреждаю вас о великом мучении».
Толпа впала в огромное недоумение. Многие стали возражать против его слов, включая его дядю Абу Лахаба (Бухари, Тафсир (Шуара), 2; Муслим, Иман, 355). Но они также прекрасно знали, что Последний Пророк ﷺ говорит правду. Потому, что именно они стали называть его «Мухаммад аль-Амин». Без сомнений, никогда и никому не лгавший Пророк Мухаммад ﷺ, и в тот день говорил правду.
Амина Давришева