• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

30 разновидностей хадисов

Время чтения: 6 мин
12277

В книгах "Махзен-ул-улюм" и "Эше'ат-ул-леме'ат" приводится следующий список разновидностей хадисов:

1 – "Хадис-и Мурсаль" – Хадис, переданный одним из Табиунов без упоминания имени Сахаба (Сподвижника), ссылаясь на то, что так говорил Посланник (мир ему и благословение Аллаха).

2 – "Хадис-и Муснад" – Хадис, при передаче которого упоминается имя Сахаба, который слышал его от самого Благородного Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

"Хадис-и Мюснад" бывает двух видов: "Муттасиль" и "Мункати".

3 – "Хадис-и Муснад-и муттасиль" – Хадис, передатчики которого вплоть до Посланника (мир ему и благословение Аллаха) являются надежными, проверенными людьми.

4 – "Хадис-и Муснад-и мункати" – Хадис, в числе передатчиков которого существуют один или несколько неизвестных лиц, кроме Сахаба.

5 – "Хадис-и Мевсуль" – Хадис из разряда "Хадис-и Муснад-и муттасиль", при передаче  которого Сахаба сообщает: "Слышал я от Посланника (мир ему и благословение Аллаха)".

6 – "Хадис-и Мутаватир" – Хадис, в числе передатчиков которого существует большое количество Сахабов, передававших его от Посланника (мир ему и благословение Аллаха), а также много передатчиков следующих поколений, передававших этот хадис от Сахабов. Хадисы этого вида упоминаются во многих книгах и известны большому количеству людей. Подобным хадисам необходимо верить, отбросив всякие сомнения. 

7 – "Хадис-и Мешхур" – Хадис, переданный поначалу лишь одним человеком, но в последующие века ставший весьма известным. Другими словами, хадис этого разряда был передан лишь одним Сахаба, от которого впоследствии передатчиками стало большое количество людей, и так до самого последнего услышавшего этот хадис. То есть, этот хадис обретает степень "Мутаватир" со второго поколения передатчиков. 

8 – "Хадис-и Мэвкуф" – Хадис, в числе передатчиков которого известны все лица, вплоть до Сахаба, но при передаче которого Сахаба не говорит, что слышал лично сам, а сообщает в форме: "Посланник Аллаха сказал следующее".

9 – "Хадис-и Сахих" – Хадисы разрядов "Муснаад-и муттасиль", "Мутаватир" и "Мешхур", переданные надежными, известными своей праведностью людьми, достигшими степени "Знаток хадисов".

10 – "Хабар-и Ахад" – Хадисы разряда "Муснад-и муттасиль", передатчиком которого являются  лишь по одному человеку в каждом поколении.

11 – "Хадис-и Му'аллак" – Хадис, в цепи передатчиков которого отсутствует имя  Сахаба,  или неизвестны имена передатчиков нескольких первых поколений, или неизвестно имя ни одного из передатчиков. Сюда же относятся и хадисы "Мурсаль" и "Мункати".

12 – "Хадис-и Кудси" – Смысл хадиса был передан Всевышним Аллахом, а слова принадлежат Благородному Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).В момент высказывания подобных хадисов, Посланника (мир ему и благословение Аллаха)окутывало  некое сияние, и по его состоянию было видно, что он передает слова Всевышнего Аллаха.

13 – "Хадис-и Кави" – Хадисы, после высказывания которых читаются айаты Священного Корана.

14 – "Хадис-и Нэсих" – Хадисы, высказанные в более позднее время.

15 – "Хадис-и Менсух" – Хадисы, высказанные в первый период жизни, но затем   отмененные.

16 – "Хадис-и Аам"– Хадисы, высказанные для всех людей.

17 – "Хадис-и Хаас" – Хадисы, высказанные лишь для одного человека.

18 – "Хадис-и Хасен" – Хадисы, переданные надежными, праведными людьми, но не являющимися специалистами религиозных наук (муджтахидами).

19 – "Хадис-и Макту" – Хадисы, в цепи передатчиков которых известны имена лишь до поколения Табиунов и переданные каким-либо Табиуном.

20 – "Хадис-и Шаз" – Хадисы, переданные кем-либо со словами: "Слышал я от такого-то  мухаддиса". Такие хадисы принимаются, но не могут служить доказательством. Если же имя ученого не является известным, то хадис не принимается вовсе.

21 – "Хадис-и Гариб" – Хадисы из разряда "Сахих", но переданные лишь одним человеком. Или же, если в цепи передатчиков хадиса существует лицо, в отношении которого было  проявлено сомнение кем-либо из ученых.

22 - "Хадис-и Заиф (Даиф)" – Хадисы, не включенные в разряды "Сахих" и "Хасен". В цепи передатчика подобного хадиса существует лицо, обладающее слабыми знаниями, или с явными отклонениями в вероучении. Такими хадисами можно руководствоваться в поклонениях, но нельзя использовать при принятии какого-либо решения по религиозному праву (иджтихаде).

23 – "Хадис-и Мухкам" – Хадисы, не требующие толкования (Та'виль).

24 – "Хадис-и Муташабих" – Хадисы, требующие толкования.

25 – "Хадис-и Мунфасыль" – Хадисы, в цепи передатчиков которых есть разрыв. То есть,  забыты имена передатчиков (рави) промежуточных поколений.

26 – "Хадис-и Мустафид" – Хадисы, переданные более чем тремя передатчиками.

27 – "Хадис-и Муддариб" – Хадисы, выражающие противоположный смысл, полученные разными авторами произведений из различных ненадежных источников.

28 – "Хадис-и Мэрдуд" – Слова, не имеющие смысл, и не отвечающие правилам передачи хадисов.

29 – "Хадис-и Муфтери" – Слова Мусайлама-ту-ль-каззаба (самозванца), а также слова отступников, лицемеров, псевдоученых (зындык) и им подобных. Ученые Ахль-ас-Сунна ва-ль-Джамаа приложили немало сил, чтобы отделить подобный мусор (хадисы Мэрдуд и Муфтери) от истинных высказываний Посланника (мир ему и благословение Аллаха).В книгах ученых Суннитов такие "хадисы" отсутствуют.

30 - "Хадис-и Мэвду" – Ложные хадисы, выдуманные врагами религии, отступниками, лицемерами, клеветниками и им подобными. Этим термином часто пользуются и реформаторы – последователи искаженных вероучений. Для того, чтобы защитить свои неверные (с точки зрения Приверженцев Сунны) толкования Корана и Сунны, ученые ложных направлений в Исламе не принимают на веру многие хадисы, которые противоречат их взглядам, огульно называя их "Хадис-и Мэвду".

31 – "Эсэр" – Так называют хадисы разряда "Мевкур", "Макту" или хадисы в виде мольбы (Дуа) разряда "Мерфу".

Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»

Социальные комментарии Cackle