Распутство: выбор человека или воля Всевышнего?
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 89. Разъяснение того, что все, что произошло, происходит и будет происходить, [обусловлено] предопределением Аллаха, однако воля Господа вселенной не состоит в распутстве
Всевышний Истинный (Хак) знающим и сведущим является.
Знающ и сведущ, а также всевидящ Он.
Еще до этого голубоватого свода (неба –прим. ред.),
[Даже] прежде него и обеих букв каф и нун (сотворения мира – прим. ред.),
Мир своим знанием предопределил,
Такое предопределение без всякого средства Он совершил.
Все, что есть и чего нет, из одного и другого,
Что случилось и еще случится в двух мирах,
Повелением и предопределением его является. Действующим также Он является.
Разыскивает в тебе хорошее и плохое.
Что бы ни было Им предопределено, то твоим уделом является,
Будь оно плохое-плохое или целиком хорошее и прекрасное.
То есть предопределение, а воля (ирадат) – это другое.
Усердствуй в воле, ибо она лучше него.
Хотя ребенок и желает сладкого,
Врач говорит ему: «Разве это возможно?»
Довольство Истинного (Хак) не состоит в распутстве,
Чтобы усердствовать денно и нощно в том поведении.
Приди к праведности, распутство оставь.
Это и есть весть из Слова Истинного (Хак).
Все пророки ради этого
Пришли, проявили шариат и религию.
Дабы все же рабы Создателя
Не сделали своим обыкновением отклонение от прямого пути,
Дабы они знание получали и деяния совершали [всей] душой,
А также в праведности усердствовали.
Есть у тебя свобода выбора, свободен ты в действиях, несомненно.
Сделал тебя Аллах правителем над всеми подряд.
Так давай же усердствуй в [достижении] довольства Истинного (Хак),
Ешь и надевай все, что соответствует шариату.
Все слова, помимо этих, ложью являются,
А кто этим не занят, тот невеждой является.
Коран пришел с небес на землю,
Дабы поступал ты согласно ему, шариату и религии.
Указывает путь чистый душою
Посланник Творениям вселенной в обоих мирах.
Ради повеления и воспрещения он появился,
Дабы отпереть этот замок, подобно ключу.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.