Простые деяния, приводящие в Рай
Существует ли какие-либо особо упомянутые деяния, за которые уготованы обитателям Райской обители различные ее ступени?
По поводу того, кто заслуживает Рай и его различные ступени, имеются хадисы и предания. Прежде чем перечислить хадисы, следует изложить один хадис, который разъясняет вопрос вхождения в райские сады.
В хадисе Абу Хурайры (да благословит его Аллах и приветствует), переданном от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказано: «Кроме упорствующих, вся моя умма войдет в Райскую обитель». Его спросили: «О, Посланник Аллаха! Что означает «упорствовать»? Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто повиновался мне, окажется в райских садах. Воистину, тот, кто ослушался меня, окажется «упорствующим» (войти в Райскую обитель)» (Бухари, И’тисам:2, №6851, 6/2655).
Сейчас перейдем к хадисам, связанные с нашей темой:
1. Абу Саид ал-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщил в хадисе, переданном от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«Воистину, обитатели Райской обители приложат все усилия, чтобы увидеть разницу в степенях из-за их добродетелей, за которые они получили виллы и ложи, наподобие того, как они стремятся увидеть звезду, скрывающуюся на востоке или на западе и пронизывающую темноту своим ярким светом». Сподвижники пророка спросили: «О, Посланник Аллаха! Это ведь местопребывание пророков, смогут ли достичь его другие?»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ни в коем случае. Клянусь, в Чьей длани душа моя, их обитатели (обладатели этих вилл и лож) – это лица, которые уверовали в Аллаха и подтвердили пророчество Его посланников» (Бухари, Бед ал-халк:8, №3083, 3/1188; Муслим, Дженнет:3, №2831, 4/2177).
2. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил в хадисе, переданном от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал:
«Если человек уверует в Аллаха и Его посланника, совершит молитву надлежащим образом и будет соблюдать пост в месяц Рамадан, совершит переселение на пути Аллаха или останется жить на своем прежнем месте проживания, Аллах наделит его правом войти в Райскую обитель».
Когда его спросили: «О, Посланник Аллаха! Следует ли оповестить людей об этом?», посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«(Сообщите, но имейте в виду, что она касается не всех ступеней Райской обители) Воистину, в Райской обители сто ступеней, Всевышний Аллах уготовил их для тех, которые сражаются на пути Аллаха. Между ступенями расстояние как между небом и землей.
Когда просите у Аллаха, просите ступень «Фирдаус». Воистину, она расположена посреди Райской обители, на самом возвышенном месте. Над ней находится Трон Всемилостивого, ручейки райских садов берут свое начало там» (Бухари, Джихад:4, №2637, 3/1028).
3. Али (да будет доволен им Аллах) передает хадис от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«Поистине, в Райской обители возведены высокие (и прозрачные) виллы: они просвечивают снаружи и изнутри». Тогда один из арабов поинтересовался: «Кто же там будет жить?», посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Они для людей, которые строят свои отношения с людьми на основе доброты и вежливости, обеспечивают едой неимущих, соблюдают (дополнительный) пост и совершают ночную молитву (тахаджуд) ради довольства Аллаха, пока остальные пребывают в крепком сне» (Тирмизи, Сифат ал-дженнет:3, №2527, 4/294).
Комментаторы разъясняют, что «соблюдающие пост» – это те, которые соблюдают дополнительные посты в понедельник и четверг на регулярной основе. Также соблюдающие пост в течение минимум трех дней в месяце (кроме поста в месяц Рамадан), в частности 13,14,15 числа каждого месяца лунного календаря пост (название поста «белые дни») – они считаются теми, которые постоянно соблюдают пост.
4. Усаме ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) сообщил, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим сподвижникам:
«Кто из вас готовь засучить рукава (усердствовать) ради Райской обители? Воистину, Райская обитель – бесценна. Клянусь Хозяином этой Каабы, она подобна мерцающему сиянию, (тихому и нежному бризу) колыхающемуся цветку базилика, мощной цитадели, неиссякаемому ручейку, созревшим плодам, прелестной и желанной (высоконравственной) супруге и шелковому одеянию. Это вечное пристанище, изобилующее бессметными благами и блаженством, красивыми и высокими дворцами».
Сподвижники сказали: «О, Посланник Аллаха! Мы готовы засучить рукава для достижения Райской обители».
После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скажите «если того пожелает Аллах (Ин ша Аллах)». Далее он рассказывал об усердии на пути Аллаха и побуждал к нему». (ибн Маджа, Зухд:39, № 4332, 2/1448-1449)
5. В хадисе, переданном от Убея ибн Кааба, сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если кто-либо из вас стремится к тому, чтобы ради него возводились высокие здания и возвышались ступени (в Райской обители), пусть прощает своих притеснителей, строит хорошие отношения со своими неприятелями и хорошо относится к тем, кто разорвал с ним отношения» (Хаким, ал-Мустадрак, №3161, 2/323).
6. Кааб (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Воистину, в Райской обители есть такой (цельный) рубин, в котором отсутствуют какие-либо трещины или добавки к нему. В нем семьдесят тысяч комнат, в каждой комнате – по семьдесят тысяч девушек-гурий с обаятельными глазами. Этой ступени будут удостоены только пророки, праведники, шахиды, справедливые правители или люди, в отношении которых будет принято решение судьей».
Тогда Кааба (да будет доволен им Аллах) спросили: «Кто же такой, в отношении нафса которого примет решение судья?» Он ответил: «Это такой человек, которого арестовали враги и ему предложили стать неверным или быть убитым, и он оставил решение врагу, не отрекаясь от ислама» (Ибн Абу Шейба, ал-Мусаннаф, №35168, 18/454).
Здесь мы представили некоторые хадисы и предания, которые упоминаются в канонических текстах, и станут причиной вхождения человека в райские сады.
Однако не следует забывать, что ни один человек не сможет войти в Райскую обитель посредством своих благодеяний. Вхождение в Райскую обитель зависит от милости и благоволения Всевышнего Аллаха.
Из книги "Вопросы о Райской обители"