• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Прощает ли Всевышний грехи, совершенные по незнанию?

Время чтения: 7 мин
17279

Аллах Всевышний ниспослал Коран и установил законы шариата для того, чтобы удовлетворить потребности человечества в соответствии с их естеством (фитра). Несмотря на то, что любые предписания шариата обязательны к исполнению, в нем существуют послабления. Аллах Всевышний сказал по этому поводу следующее:

«Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» (Сура аль-Маида, аят 6)

В другом аяте он сказал: «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (Сура ль-Хаджж, аят 78)

Посланник Аллаха (мир ему) на своем примере показал то, как слова Всевышнего Аллаха претворяются в жизнь. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Когда Посланнику Аллаха (мир ему) предоставлялся выбор совершить одно из двух, и одно было легче другого, он обязательно выбирал то, что полегче, если это не было грехом». (Бухари)

Когда Посланник Аллаха (мир ему) посылал Абу Мусу и Муаза бин Джабаля (да будет доволен ими Аллах) в Йемен, он наставлял их: «Оказывайте содействие, облегчайте понимание, не усложняйте! Сообщайте радостные вести, не вызывайте отвращение!» (Бухари)

 

Когда в шариате допускаются послабления?

В шариате предусмотрено шесть моментов, когда становятся допустимы послабления в отношении положений Ислама: болезнь, путешествие, забывчивость, принуждение, незнание и обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).

Это положения называются в шариате «рухсат», что означает «разрешение», «позволение». Противоположное по значению слово – «азима», что означает «решительность» или «действие в соответствии с первоначальным решением».

У шариатского облегчения есть несколько уровней, поскольку не все исключения одинаковы:

1. Использование шариатского облегчения остается на усмотрении верующего. Например, прерывание поста во время путешествия.

2. Выбор шариатского облегчения предпочтителен. Например, сокращение молитвы в путешествии. Посланник Аллаха (мир ему), всегда сокращал молитвы во время путешествий.

3. Использование шариатского облегчения нежелательно. Например, брань и хула в отношении Аллаха и Его Посланника под принуждением.

4. Необходимость выбора шариатского облегчения. Например, употребление алкогольного напитка, если есть риск смерти от жажды, а других напитков или жидкостей нет.

 

Примеры применения послаблений в отношении шариатских предписаний.

Встречаясь в своей жизни с трудностями, верующие надеются на милость и мудрость Всевышнего Аллаха. То же самое касается и болезни. Посланник Аллаха (мир ему) неоднократно говорил, что, проявляя терпение в момент болезни, верующий получает награду от Аллаха: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов». (Бухари)

Принимая во внимание слабость, которая мешает человеку придерживаться правил шариата во время болезни, Ислам освобождает больных от определенных обязательств.

Вот некоторые из них:

Послабления шариата в отношении больных:

- Посланник Аллаха (мир ему сказал): «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь и этого, то молись лежа на боку» (Бухари)

Из этого хадиса становится понятно, что мусульманин обязан совершать намаз стоя. Однако, если по состоянию здоровья стоя совершать намаз невозможно, то разрешено молиться сидя или лежа.

- Всем известно, что ношение шелковой одежды для мужчин в Исламе недозволительно, однако Посланник Аллаха (мир ему) разрешил это Забайру и Абдуррахману бин Ауфу (да будет доволен ими Аллах), поскольку они не могли носить ничего иного, кроме шелка, по причине болезни кожи.

Послабления шариата в отношении путешественников:

Путешествие – обычное явление в жизни любого человека. Многие люди вынуждены часто и подолгу проводить время в пути – для хаджжа или умры, по причинам бизнеса, для посещения родственников и т.д.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал по поводу сложностей путешествия следующее: «Путешествие является разновидностью мучения, поскольку лишает вас возможности есть, пить и спать должным образом, а поэтому, когда человек достигнет своей цели, пусть поспешит вернуться к своей семье» (Бухари)

- В путешествии верующему разрешено не принимать участие в пятничной молитве. Вместо этого он может совершить обычные дневной (зухр) намаз.

- При совершении омовения находящемуся в путешествии верующему разрешено протирать плотные кожаные носки на протяжении 3-х дней, в то время как обычно разрешается протирать только в течение одного дня.

Пророк (мир ему) протирал кожаные носки три дня и три ночи в пути, и сутки, находясь дома. (Муслим, ан-Насаи, ибн Мажа, Ахмад)

Послабления шариата в отношении забывчивости:

Люди - несовершенны. По одному из мнений, слово «человек» (инсан) в арабском языке произошло от слова «забывчивость» (нисьян). Имея это ввиду, в Исламе предусмотрены послабления для верующих по причине забывчивости.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, Аллах простит членам моей общины ради меня то, что они сделают по ошибке и забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать» (Ибн Маджа, Байхаки)

Также, он сказал: «Если кто-либо из вас пропустит намаз по забывчивости, то как вспомнит об этом, пусть сразу его восполнит» (Малик)

Послабления шариата в отношении принуждения:

Ислам предоставляет человеку беспрецедентную свободу выбора, даже свободу выбора религии. Аллах Всевышний сказал:

«Нет принуждения в религии» (Сур аль-Бакара, аят 256)

К сожалению, люди часто проявляют агрессию по отношению друг к другу и используют власть, чтобы заполучить то, что они хотят, против воли жертв. Принимая во внимание отсутствие воли и свободного выбора в таких ситуациях, Ислам облегчил решения, связанные с действиями жертвы принуждения.

Известна история, которая произошла со сподвижником по имени Аммар бин Ясир (да будет доволен им Аллах). Он был одним из тех, кто вместе с Пророком (мир ему) открыто заявил о своей вере. За это мекканские язычники пытали его и заставляли хвалить идолов.

Когда к нему пришёл Пророк (мир ему), он спросил Аммара: «Что тебя преследует?» Аммар ответил: «Беда, о Посланник Аллаха! Клянусь Всевышним, меня не оставляют в покое, пока я не откажусь от тебя и не стану хорошо отзываться об их божествах».

Пророк (мир ему) спросил: «Что ты чувствуешь в своем сердце?» Аммар ответил: «Наполненность иманом». Пророк (мир ему) сказал: «Если они продолжат свои издевательства, можешь сделать так еще раз».

По этому случаю ниспослан аят: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера» (Сура ан-Нахль,аят 106)

Послабления шариата в отношении незнания:

Если кто-либо из верующих совершает запретные деяния по причине нехватки знаний, то такие грехи прощаются. Разумеется, каждый мусульманин должен обладать минимумом исламских знаний, а также знаниями в отношении разрешенного и запретного в Исламе (халяль и харам).

Однако, такие факторы как возраст верующего, недавнее обращение в Ислам, а также проживание в тех регионах, где нет доступа к достоверным исламским знаниям – признаются смягчающими обстоятельствами.

Послабления шариата в отношении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор):

Иногда является нецелесообразным предотвращать определенные вещи в реальной жизни либо потому, что они незначительны, либо потому, что окружающая среда и обстоятельства не позволяют их избежать.

Одна женщина сказала Умм Саламе (да будет доволен ею Аллах): «Моя одежда волочится по земле, даже если я прохожу по месту, где есть нечистоты. Что же мне делать с этим?» Она ответила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Очищает ее одежду то, что за ней (т.е. подол платья, испачканный в нечистотах, очищается от контакта с чистой землей)» (Абу Дауд).

Сподвижники рассказывали, как иногда в мечеть забредали собаки, и после их ухода мечеть не очищали. Следует понимать, что пол мечети был земляной, а не допустить проникновения собак в мечеть было невозможно.

Эти облегчения в Исламе показывают красоту этой религии, ее практичность и ее способность удовлетворять потребности людей во все времена и во всех местах.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle