• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Примеры для тех, кто борется со своим нафсом

Время чтения: 8 мин
1123

Фото: elements.envato.com/ moniquewray

Фото: elements.envato.com/ moniquewray

Зухд в жизни сподвижников Пророка ﷺ

В книгах Абу Нуʻайма аль-Исфахани «Хилйят аль-авлия», Ибн аль-Джаузи «Сыфату ас-сафва» и аш-Шаʻрани «ат-Табакат аль-кубра», посвященных жизнеописанию суфиев, уделяется внимание зухду в жизни сподвижников Пророка ﷺ, известных своим отречением от мирского, а также сподвижникам из числа асхаб ас-суффа.

В одном из первых классических произведений по тасаввуфу «ал-Лумаʻ» сначала приводится образцовый зухд в жизни Посланника Аллаха ﷺ, затем по отдельности рассматриваются личные качества первых четырёх праведных халифов, личные качества асхаб ас-суффа и других сподвижников, проявивших себя в зухде.

В произведении Абу Бакра аль-Калабади «ат-Таʻарруф» говорится об аскетическом образе жизни сахабов: досточтимого ʻАли и его сыновей Хасана и Хусейна (да будет доволен ими обоими Аллах), а также имамов ахль аль-байт ʻАли бин Хусейна Зайнал ʻабидина, Мухаммада Бакира и Джаʻфара ас-Садыка (да будет милостив к ним Аллах).

В книге лишь констатируется, что их слова и действия соответствовали такому образу жизни, в ней не приводятся описания примеров из их жизни, их высказываний и действий. Считающийся первым автором жизнеописаний суфиев Абу Нуʻайм аль-Исфахани в своём произведении «Хилйят аль-авлия», описывая элементы зухда в Эпоху благоденствия (ʻаср ас-саʻада), перечисляет сподвижников, проводивших жизнь в отречении от мирского, начиная от праведных халифов и десятерых сподвижников, обрадованных благой вестью о рае (аль-ʻАшара аль-мубашшира), и приводит, в общей сложности, истории сорока шести сподвижников.

Урок от Пророка ﷺ: как справиться с трудностями

К этому он добавляет еще 85 сподвижников в следующей главе, посвящённой жизни асхаб ас-суффа, и доводит это число до 131. В заключении он уделяет место Хасану и Хусейну и женщинам-сподвижницам (да будет доволен ими Аллах), чья жизнь была связана с зухдом.

В книге Ибн аль-Джаузи «Сыфату ас-сафва», в некотором роде являющейся кратким изложением «Хилйят аль-авлия», рассказывается о 123 мужчинах и 32 женщинах – сподвижниках, чья жизнь прошла в отречении от мирского, включая и десятерых сподвижников, обрадованных благой вестью о рае.

ʻАли аль-Худжвири (ум в 1092 г.) после четырёх праведных халифов рассказывает об имамах ахль аль-байт: Хасане, Хусейне, Зайнал ʻабидине, Мухаммаде Бакире, Джаʻфаре ас-Садыке (да будет доволен им Аллах) и о 22 из асхаб ас-суффа.

В книге имама аш-Ша’рани (ум. в 1565 г.) рассказывается о 14 сподвижниках и десятерых, обрадованных благой вестью о рае, в книге «аль-Кавакиб ад-дурриййя» Мухаммада аль-Мунави (ум. в 1622 г.) после праведных халифов приводятся жизнеописания 35 сподвижников.

Перечисления этих праведных людей, приведённые историками тасаввуфа, являются доводом в пользу того, что источником происхождения образа жизни тасаввуфа является следование жизни сподвижников.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Примеры зухда из жизни сподвижников Пророка ﷺ.

Досточтимый Абу Бакр (да будет доволен им Аллах)

В суннитском восприятии тасаввуфа досточтимый Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), живший в отречении от мирского и избегающий грехов, считается среди сподвижников одним из первопроходцев суфийского образа жизни. И Абу Бакр Васити, говоря, что «первые суфийские слова в этой умме были произнесены языком Абу Бакра», имеет в виду случай, когда он, пожертвовав всё своё имущество для снаряжения исламского войска, на вопрос Посланника Аллаха ﷺ: «Что же ты оставил своей семье и детям, о Абу Бакр?». Ответил: «Аллаха и Посланника» (ас-Саррадж «ал-Лумаʻ»).

Зухри передает, что когда Абу Бакру присягнули в верности как халифу, он поднялся на кафедру и произнёс речь, в которой сказал: «Бог свидетель, никогда я не домогался власти и не жаждал её ни днем, ни ночью, никогда не молил Бога об этом ни явно, ни тайно и не вижу в этом ничего приятного».

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) много высказывал суждений на тему познания Аллаха и говорил об этом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение).

Например, он сказал: «Кто почувствует вкус чистоты познания Аллаха, тому этого наслаждения будет достаточно, чтобы отбросить всё, кроме Аллаха». Салману аль-Фариси (да будет доволен им Аллаха) он дал следующее наставление: «О Салман, повинуйся повелениям Аллаха. В будущем предстоят великие победы, не знаю, что выпадет на твою долю, однако пусть не будет у тебя слишком много еды, питья и одежды».

Досточтимый ʻУмар (да будет доволен им Аллах)

Он был особо отмечен проницательностью и решительностью. Он автор многих метких изречений о суфизме. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о нём: «Всевышний Аллах говорит устами ʼУмара» и «Среди народов, живших до вас, были люди, склонные к вдохновению, и если искать такого в моей умме, то это ʻУмар».

ʻУмар ибн ал-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) никогда в своей жизни не придавал значения мирскому. Он став халифом, управлял народом, в то время как на его одежде было двенадцать заплаток. ‘Умар (да будет доволен им Аллах) предупреждал тех, кто в погоне за благами этого мира строил высокие и роскошные дома, сравнивая этот мир с мусорной свалкой. Однажды, остановившись на краю свалки рядом с дорогой, он сказал: «Этот мир, к которому вы привязываетесь всей душой, схож с этой мусорной свалкой».

Когда в Медину привезли трон и сокровища шахов Ирана, досточтимый ‘Умар (да будет доволен им Аллах) прочитал аят:

«В тот день, когда неверных ввергнут в адский огонь, [им скажут]: «Вы исчерпали вашу [долю] в благах в земном мире и насладились ими. Сегодня же воздаянием вам будет позорная кара за то, что вы бесчинствовали и предавались гордыне на земле без всякого на то права» и заплакал.

Несмотря на то, что он, как халиф, имел много рабов, сам носил на спине вязанки дров, а тем, кто спрашивал: «Почему ты не отдашь нести это своим людям?», отвечал: «Хочу испытать свой нафс и улучшить его».

Это может послужить примером для вставших на путь тасаввуфа в борьбе со своим нафсом. Досточтимый ‘Умар (да будет доволен им Аллах) не позволял своему нафсу увлекаться имуществом и степенями.

Поучительные истории: дела, совершаемые ради Аллаха

Досточтимый Усман (да будет доволен им Аллах)

Досточтимый ‘Усман (да будет доволен им Аллах) является примером для суфиев своей привязанностью к чтению Куръана, плачем от вдохновения, щедростью, ночными поклонениями, чувством стыда и терпения. Он сказал одному юноше, смотревшему на запретное: «Я вижу в твоих глазах признаки прелюбодеяния», тем самым показал глубину своего видения и проницательность (Кушайри «ар-Рисаля»).

Он стал материальной опорой для Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в самые трудные времена. Перед сражением при Табуке, когда ощущалась острая нехватка в вооружении и средствах для войска, он пожертвовал свой торговый караван со всеми верблюдами для снабжения войска.

Он также выкупил колодец под названием «Би’ру ар-Рум» у владельца, чтобы отдать его в пользование всей умме, и этим показал, что владеет своим имуществом ради служения исламу. Досточтимый ‘Усман (да будет доволен им Аллах) имел такое сильное чувство стыда, что даже ангелы завидовали ему.

Досточтимый ʻАли ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах)

Его слова и степень на этом Пути (суфизме) очень высоки. Он трактовал основы (усул) Божественной истины с исчерпывающей тонкостью, так что Джунайд сказал: «ʻАли (да будет доволен им Аллах) – наш шейх во всем, что касается основ и во всем, что касается стойкости к невзгодам», то есть в теории и практике суфизма, поскольку суфии называют теорию Пути «основами» (усул), а их практика целиком сводится к стойкости перед лицом невзгод.

Досточтимый ʻАли наставлял досточтимого ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах): «Если желаешь встречи с нашим другом – Посланником Аллаха, надевай залатанную рубаху, чини свою обувь, умерь свои желания, не наедайся досыта».
Когда наступало время намаза, досточтимого ʻАли (да будет доволен им Аллах) охватывала сильная дрожь, у него менялся цвет лица.

Когда его спрашивали: «Что с тобой происходит, о повелитель верующих?», он говорил: «Наступило время выполнить дело, которое было предложено небесам, земле и горам, и от которого они отказались, и которое принял на себя человек. Я боюсь того, что не смогу выполнить его как следует».

Когда досточтимый ʻАли был убит и стал шахидом, его сын Хасан (да будет доволен ими обоими Аллах) поднялся на минбар и провозгласил: «Убит повелитель мусульман. В этом мире он оставил после себя лишь 400 дирхемов, которые выделил для покупки слуги», объявив тем самым умме, что досточтимый Али не оставил после себя никакого имущества.

Абу Наср ас-Саррадж сказал о месте четырёх великих халифов в тасаввуфе: «Имамом тех, кто, полностью отрёкшись от мира, избрал расходование всего своего имущества на пути Аллаха, является досточтимый Абу Бакр. Лидером тех, кто отрёкся от половины мирского, чтобы другой половиной обеспечить права своей семьи и родственников, является досточтимый ‘Умар.

Наставником тех, кто собирал имущество ради Аллаха и собранное раздавал бедным и нуждающимся, тратил на пути Аллаха, был досточтимый ‘Усман. Главой тех, кто не чувствовал никакой приверженности к мирскому, отказывался от этого мира и бежал от него, в то время как этот мир сам шёл к нему в руки, хотя он и не желал того, является имам ‘Али».

Наставление пятницы: самоотверженный труд во благо человечества

Сабиров Н.Р. Тасаввуф.

Социальные комментарии Cackle