Приход Азраиля: для всех ли смерть будет одинаковой?
Исмаил Хаккы Бурсеви (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
В древние времена на земле жил один жестокий человек. Он построил прочный дворец и приказал никому не приближаться к его строению. Он убивал каждого, кто приближался к нему, и даже тех, кто издалека любовался красотой дворца. Один верующий из города посоветовал жестокому правителю отказаться от этого зла. Но залима не интересовало ничье мнение, и он даже не обратил внимания на советы верующего.
Этот человек принял решение уехать из города, построил себе избу и начал поклоняться Всевышнему. Эта изба была из тростника и без дымохода. Тиран же сидел в своем дворце и наслаждался жизнью, в то время как все его помощники жили в страхе.
В один из таких дней в облике красивого юноши по дворцу начал бродить Азраиль. Слуги обратились к своему господину:
- Ей, властитель! Какой-то мужчина бродит по вашему дворцу.
Их господин выглянул со своего балкона, увидел юношу и приказал:
- Это либо безумец, либо иностранец. Идите и убейте его.
Один из людей правителя спустился вниз и вытащил меч, чтобы убить Азраиля. Но не успел, Азраил сразу забрал душу слуги. Другие же рассказали об этом правителю:
- Этот человек убил вашего помощника.
Властитель сказал второму прислужнику:
- Спускайся вниз и убей его сейчас же!
Помощник спустился по приказу властителя. Он тоже вытащил меч, чтобы убить Азраиля, но ангел забрал и его душу.
Таким образом, второй слуга тоже оказался мертв.
После этого правитель, сильно разгневавшись, взял свой меч и спустился вниз собственноручно убить юношу. Повелитель в гневе подошел к Ангелу смерти и сказал:
- Кто ты? Почему ты не согласился уйти? Ты убил двух моих слуг!
Азраил сказал:
- Ты меня не знаешь? Я Азраил!
Правитель задрожал как осиновый лист. Даже меч упал с его руки. Он ответил:
- Сейчас я узнал тебя.
Он хотел быстрее убежать, но Азраил остановил его:
- Куда ты идешь? Мне приказано забрать твою душу.
Господин умолял:
- Позвольте мне попрощаться с семьей!
Азраил лишь сказал ему:
- Почему ты не сделал этого раньше?
Азраил забрал его душу. Правитель умер во дворе своего дома, не успев вернуться к своей семье и попрощаться.
После случившегося Ангел смерти пошел к верующему и сказал ему:
-Эй, мусульманин! Я принес тебе хорошие новости! Я – Азраил, забрал душу злодея.
Верующий хотел вернуться к поклонению, однако Азраилю было приказано забрать и его душу. Верующий попросил Азраиля:
- Эй, Азраил! Позвольте мне поговорить с моей семьей и попрощаться с ними.
Аллах сказал:
- Эй Азраил! Позволь ему!
- Если хочешь, можешь пойти, - согласился Азраил.
Верующий только начал собираться в город к своей семье, как остановился и сказал Ангелу Смерти:
- Я боюсь, что мое сердце изменится, когда я увижу свою семью. Забери мою душу прямо сейчас.
Аллах смиловался над своим поклоняющимся рабом и дал ему возможность выбрать самому исход. Но верующий не хотел отдалять встречу со своим Создателем, и Азраил тут же забрал его душу.
После прочтения данной истории невольно задаешься несколькими вопросами: в чем причина того, что Азраил не задал вопрос верующему, который задавал тирану, почему только верующему была предоставлена возможность встретиться со своей семьей, и почему верующий, даже с позволения Аллаха, не захотел видеться со своими близкими?
Правитель не думал, что когда-то его настигнет та же участь, что и его рабов или тех, кто приближался к его дворцу. Он считал себя настолько могущественным, что не боялся даже смерти и Судного дня. Однако перед лицом смерти равны все. Возможно, вопрос Азраиля - это некий намек на то, что перед смертью каяться и сожалеть нет смысла. О смерте и ответе перед Всевышним нужно думать заранее, а не возвышать себя до степени божества.
Да, перед лицом смерти равны все, но не все равны перед Аллахом. Однажды один из ансаров спросил у Досточтимого Пророка (мир ему):
«О, Посланник Аллаха, кто самый умный и счастливый?» Он ответил: «Кто больше всего вспоминает о смерти и лучше подготовлен к ней – тот самый умный, он удостоится чести и достоинства на этом и том свете» (ат-Табарани, Ахмад).
Верующий всегда ближе к своему Господу, любимее и достойнее. Поэтому поглощённый мирскими страстями правитель ушел из жизни униженным, в то время как верующему была предоставлена возможность умереть так, как он пожелает.
Любимый раб Его каждый день помнил, что придет разрушительница страстей, и потому неустанно молился, не обманываясь на мелочи короткой человеческой жизни, он даже променял свой родной город на маленькую избушку в удаленной деревне, лишь бы не отдаляться от религии.
И даже когда Аллах позволил верующему проститься с семьей, тот в страхе обмануться мирским в последние минуты своей жизни, отказался и поспешил на встречу со Всевышним, тем самым показав пример того, что «смерть - это подарок для верующего» (Тирмизи).