Правда ли, что Пророк (мир ему) до сих пор жив в своей могиле?
Вопрос.
Известно, что Посланник Аллаха (мир ему) был таким же человеком по своей природе, как и все остальные, жившие когда-либо, живущие сейчас и те, которые будут жить после нас. Посланник Аллаха (мир ему) в течение своей жизни неоднократно страдал от различных заболеваний и покинул этот мир естественной смертью.
Аллах Всевышний сказал по этому поводу: «Воистину, ты смертен, и они смертны». (Сура аз-Зумар, аят 30) В другом аяте Аллах говорит: «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрешь, они будут жить вечно?». (Сура аль-Анбийя, аят 34)
Посланник Аллаха (мир ему) покинул этот мир, был погребен, и по этому поводу ближайший сподвижник Пророка Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду, так знайте, что Мухаммад умер, а кто поклонялся Аллаху, поистине, Аллах – Живой и не умирает!».
Можно ли подробнее осветить этот вопрос, с доказательствами из Корана и Сунны?
Ответ.
Посланник Аллаха (мир ему) покинул мир, умерев естественной смертью, и это общепринятый факт. Общепринятым фактом является также то, что Посланник Аллаха (мир ему) жив своей могиле. Что на самом деле должно быть понятно в этом вопросе – так это то, каким образом он является живым. Все сомнения исчезнут, если мы поймем сущность этого бытия.
Во-первых, должно быть известно, что после смерти человек переходит в иное состояние бытия, которое называется барзах. В этом состоянии пребывают все умершие люди, вне зависимости от веры и в этом состоянии придется провести время до Дня Воскрешения. Это особое состояние бытия подтверждается многочисленными хадисами Посланника Аллаха (мир ему). Например: «Когда человека помещают в могилу, а его друзья уходят от него, он, поистине, слышит их шаги, к нему приходят два ангела, они заставляют его сесть, затем они обращаются к нему ...» (Ибн Маджа)
Однажды к Айше (да будет доволен ей Аллах) пришла женщина, которй Айша рассказала о наказании в могиле, после чего добавила: «Да сохранит тебя Аллах от наказания в могиле». Позже Айша спросила у Посланника Аллаха (мир ему) об этом и он ответил: «Наказание в могиле - истина».
Теперь не остается сомнений в том, что после смерти человек попадает в иное состояние бытия, однако у этого состояния существуют различные уровни. Аллах Всевышний говорит: «Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!». Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого». (Сура аль-Бакара, аят 154)
Этого аята более чем достаточно для того, чтобы сделать вывод, что с физической смертью человека его бытие не заканчивается.
Что же представляет собой это бытие? Мусульманские ученые говорят об этом, что с исламской точки зрения, каждый умерший человек ныне пребывает в особом состоянии барзах, в котором, в зависимости от своих деяний, страдает от наказаний или получает наслаждение. Тем не менее, у этого состояния есть свои уровни. Общий для всех людей уровень и отдельный уровень для пророков, шахидов и авлия.
Что же имеется в виду, когда говорят, что Посланник Аллаха (мир ему) жив в своей могиле? Для начала отметим, что этому есть свои доказательства. Например, в аяте 153 суры аль-Бакара даны свидетельства жизни в могилах тех, кто умер на пути Аллаха. Следовательно, то же самое распространяется и на пророков, так как их статус выше.
Пророк (мир ему) был тем человеком, который установил подобную практику в Исламе и призывал верующих жертвовать всем ради религии. Посланник Аллаха сказал: «Кто установит в Исламе хорошее, которому последуют и после его смерти, тот получит награду подобную тем кто следовал за этим, без уменьшения их награды». (Муслим)
Анас Бин Малик передавал от Посланника Аллаха (мир ему): «Пророки живы в своих могилах, и они молятся». (Абу Ягля, имам аль-Байхаки)
Жизнь пророков подтверждается, также, словами Посланника Аллаха (мир ему), который встречался с пророками прошлого, молился с ними и видел их в Раю.
Ибн Масуд передает от Посланника Аллаха (мир ему): «Поистине у Аллаха есть ангелы-путешественники, они доводят до меня «салям» от моей Уммы». (ан-Насаи)
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Самый благословенный из дней — пятница. Читайте салаваты, и ваши приветствия будут мне переданы». (Абу Дауд)
Сахабы поинтересовались, как Пророк, мир ему и благословение, сможет принимать салаваты после ухода в мир иной. Он ответил: «Аллах Тагаля запретил земле разрушать тела пророков». Также он сказал: «Если кто-то посылает салават, то ангелы передают его мне». (Абу Дауд)
Islam-today