• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Повеление посланника Аллаха ﷺ – закон для нас»

Время чтения: 4 мин
1610

وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا فَجَزَآؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا وَغَضِبَ اللّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا (93)

«А кто убьет верующего умышленно, тому возмездие – Ад, в котором он останется навечно. Аллах гневается на него, проклинает его и приготовит ему великое наказание» (ан-Ниса, 93).

В соответствии с риваятом, переданным Ибн Аби Хатимом от Саида ибн Джубейра, данный аят был ниспослан в связи с преступным убийством брата Микйаса ибн Субаба.

В этом риваяте говорится: Микйас ибн Субаба аль-Кинани и его брат Хишам, стали мусульманами.

Однажды Микйас нашел своего брата убитым там, где жило племя Бану Наджар. Он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и все рассказал ему. Тогда посланник Аллаха ﷺ отправил его и Зухейра ибн Ийада аль-Фихри (из рода Бану Фихр), который так был участником битвы при Бадре, к роду Бану Наджар, со следующим сообщением: «Если вам известно имя убийцы, то выдайте его для кысаса, или же выплатите компенсацию».

Бану Наджар в то время жили в Куба. Эти двое прибыли к Бану Наджар и озвучили им повеление посланника Аллаха ﷺ.
Представители Бану Наджар сказали: «Повеление посланника Аллаха ﷺ  закон для нас. Нам неизвестен убийца, но мы готовы выплатить компенсацию».

После чего в качестве компенсации за убитого Хишама, они отдали им двоим сто верблюдов, по пятьдесят каждому. Микйас и Зубейр взяв верблюдов направились в сторону Медины.

Путь из куба в Медину занимал приблизительно один час. В пути шайтан внушил Микйасу васваса, и Микйас сказал сам себе: «Убей своего попутчика и это искуплением за жизнь брата, а полученная за жизнь брата компенсация будет твоей прибылью».

Выждав момент, когда Зубейр отвлечется, Микйас ударил его по голове, а затем забил до смерти огромным камнем. Сев на одного из верблюдов, он погнал всех остальных приговаривая:

«В отместку за своего брата я убил аль-Фихри, и забрал компенсацию, Я отомстил и вернулся назад, И я стал первым, кто вернулся к поклонению идолам», таким образом он совершил иртидад и вернулся в Мекку. В связи с этим и был ниспослан этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 118-119; Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/623).

Читайте также: Аят, который ниспосылался только Пророку Мухаммаду (ﷺ) и Сулейману (а.с.)

В риваяте Ибн Джурейджа сообщается, что, получив компенсацию от рода Бану Наджар за убийство брата Микйаса, посланник Аллаха ﷺ передал эту компенсацию Микйасу.

Спустя какое-то время, посланник Аллаха ﷺ отправил Микйаса и еще одного человека из рода аль-Фихр, с каким-то поручением.

Будучи очень сильным человеком, Микйас в пути свалил своего попутчика на землю и размозжил ему голову камнем, а затем совершив вероотступничество, отправился в Мекку.

Посланник Аллаха ﷺ видя, что они не возвращаются, сказал: «Наверное что-то случилось. Клянусь Аллахом, если он (Микйас) сделал что-то со своим попутчиком, я не предоставлю ему гарантий безопасности ни в Хареме, ни за его пределами, ни во время войны, ни в мирное время». Вслед за этим был ниспослан этот аят. Микйас был убит в день завоевания Мекки (Табери, Джамиуль-Байан, 5/137).

В день завоевания Мекки Микйас был одним из тех, кого посланник Аллаха ﷺ приказал убить. Его нашли вцепившимся в покрывало Каабы и там же убили (Элмалылы Хамди Языр, Хак Дини Куръан Дили, 2/1423-1424).

Кажущиеся на первый взгляд противоречия между этим аятом и 70-м аятом суры Фуркан, подтолкнуло алимов к изучению вопроса о том, какой из этих аятов был ниспослан первым.

Поэтому поводу существуют очень разные риваяты, в которых указываются совершенно разные промежутки времени между ниспосланием этих двух аятов, от полугода до восьми лет. Но наряду с этим во всех этих риваятах единогласно говорится о том, что 92-й аят суры ан-Ниса был ниспослан после 70-го аята суры аль-Фуркан.

В одном из риваятов, переданных от Ибн Аббаса даже говорится, что 92-й аят этой суры, стал самым последним ниспосланным аятом Корана, который никогда не будет ни изменен, ни отменен (Бухари, Тафсируль-Куръан, 16; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 118-119; Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/624-625).

Для чего многобожники просили Пророка ﷺ показать им чудо?
«Или же вы (язычники) хотите (из упрямства) попросить вашего посланника (превратить холм Сафа в золото), как прежде они (иудеи) просили Мусу (показать им Аллаха)? Кто променяет веру на неверие (сочтя ложью явленные ему знамения и прося иного), тот, несомненно, собьется с прямого пути»
15.11.2021
3450

Все фото: shutterstock.com

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle