Последний разговор Пророка Мухаммада (мир ему) с Абу Талибом
Ученые в области Сиры и историки повествуют, что Абу Талиб умер через восемь месяцев и двадцать один день после трёхлетнего нахождения в осаде Посланника Аллаха (мир ему).
Мухаммад бин Ка᾿б Куртуби говорит:
«Когда Абу Талиб заболел, курайшиты пришли его навестить. Он выразил им своё почтение и дал наставления уважительно относиться к Священной Каабе, укреплять родственные узы, помогать слабым, делать добро нищим и нуждающимся, быть верными и правдивыми, бережно относиться к аманату.
Затем он сказал: «У меня есть один завет для вас: последуйте за досточтимым Мухаммадом (мир ему). Он самый честный и правдивый среди арабов, всегда верен своему слову. То, к чему он призывает, согласуется с разумом и подтверждается языком. Я предвижу, что арабы и персы признают его. Эй, род Хашима! Станьте ему близкими, помогите ему вашими жизнями и имуществом».
Курайшиты сказали: «Эй, Абу Талиб! Предложи своему племяннику, который всегда говорит о райских чудесах, пусть он доставит тебе райских плодов. Ты покушаешь их и обретёшь исцеление».
Абу Талиб отправил одного человека, который пришёл к Пророку (мир ему) и сказал: «Твой дядя говорит, что он очень стар, слаб и болен. Он просит отправить ему немного райских вин и плодов».
Посланник Аллаха (мир ему) не стал ничего отвечать. Абу Бакр ас-Сиддик тоже был там. Он сказал: «Всевышний Аллах сделал райские вина и плоды запретными для неверующих».
Когда эти слова передали Абу Талибу, он снова отправил человека. На этот раз ответил Посланник Аллаха (мир ему): «Всё то, что ты просишь, является харамом для неверных». Человек передал эти слова Абу Талибу, но тот отправил его снова.
На этот раз Пророк (мир ему) сам пришёл с тем человеком и увидел, что дом Абу Талиба полон курайшитами. Он (мир ему) попросил, чтобы все вышли наружу, оставив его на минуту наедине с дядей. Но они сказали: «Мы тоже его родственники, как и ты. Никуда мы не уйдём».
Посланник Аллаха (мир ему) сел на краешек подушки Абу Талиба и промолвил: «Дорогой мой дядя! Пусть Аллах воздаст тебе добром. Ты заботился обо мне с малых лет. Когда я повзрослел, ты всегда относился ко мне с уважением. Теперь пришло время подумать о прощении грехов. Скажи одно слово, чтобы в Судный день я стал твоим заступником перед Всевышним Аллахом».
Абу Талиб спросил, что это за слово? Пророк (мир ему), да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Произнеси "Ля иллляха илляллах вахдаху ля шарикалях"». Абу Талиб ответил: «Знаю, что ты говоришь правду, однако боюсь, что позже меня станут тебя упрекать. Скажут, что ты напугал своего дядю. Будь иначе, я обрадовал бы тебя этим словом».
Повествуют, что после этого он прочёл несколько бейитов. Смысл их был таков: «Ты призывал меня к вере. А я знал, что ты даёшь мне добрый совет. Правдивы твои слова, и сам ты правдив». Услышав это, курайшиты стали кричать: «Эй, Абу Талиб! Неужели ты отречёшься от религии своих отцов, от веры Абдул-Мутталиба?!»
Пророк (мир ему) продолжал настаивать. Он говорил: «Скажи хоть раз, и в Судный день я стану просить за тебя у Всевышнего Аллаха». Абу Джахль и Абдуллах бин Аби наставляли Абу Талиба: «Не отрекайся от религии Абдул-Мутталиба, рода Хашима и Абди-Манафа». В конце Абу Талиб произнес: «Нет, нет, я исповедую веру моих предков». После этого он отдал богу душу.
Мухаммад б. Исхак утверждает, что хотя Абу Талиб несколько раз и отказывался произносить шахаду, но в конце концов всё же произнёс эти слова. Однако из-за его слабого голоса и многочисленности собравшихся большинство людей их не услышали. Об этом сообщается в "Далаил ан-Набувва".
Вместе с тем, данный риваят не совпадает с мнением ахлю сунны валь джамаа. Против него имеется много доводов.
Первый довод таков: досточтимый повелитель правоверных Али, да будет доволен им Аллах, после кончины своего отца пришел к Пророку (мир ему) и сообщил: «Твой дядя умер заблудшим».
Посланник Аллаха (мир ему) заплакал, а затем сказал: «Пойди, обмой покойника, умасти и заверни в саван, отнеси его на место упокоения. Он умер мушриком. Укрой его землей и попроси милости у Всевышнего». Потом он добавил: «До тех пор, пока не будет запрета от Всевышнего Аллаха, я буду просить милости для него».
Повествуется, что Пророк (мир ему) сильно горевал вечному расставанию с Абу Талибом, плакал и сопровождал его тело на похоронах. Он говорил: «О, мой дядя! Да воздаст тебе добром Всевышний Аллах. Ты исполнил свой долг близкого родственника, по отношению ко мне не допустил ни малейшего изъяна». Имам Али, да будет доволен им Аллах, сказал, что Абу Талиб умер, оставаясь в заблуждении, и это доказывает, что он не уверовал.
Второй довод таков: после его похорон, Пророк (мир ему) исполняя свое обещание, пошел к нему в дом и несколько дней не выходил оттуда, прося у Всевышнего прощения для него. Видя это, сахабы, да будет доволен ими Аллах, тоже занялись тем, что стали просить Аллаха помиловать их отцов и матерей, умерших в неверии. Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором запретил им просить милости для многобожников.
Третьим доводом является хадис, переданный от Аббаса б. Абдул-Мутталиба, да будет доволен им Аллах. Однажды при Пророке (мир ему) упомянули Абу Талиба. У него спросили: «Помогло ли ему то, что он столько служил Вам?» «Да. Огонь доходит Абу Талибу лишь до пятки. Если бы я не помнил о нем, то он находился бы на дне одной из пропастей ада». Здесь имеется в виду, что его мучения будут меньше, чем у других неверующих.
Четвертый довод. Пророк (мир ему) соизволил сказать: «Мучения Абу Талиба легки. Ему надели огненные сандалии. И от этого у него закипают мозги». Некоторые улемы говорили, что неверие имеет четыре разряда: неверие инкари, неверие джухуди, неверие нифак и неверие инади.
Неверие инкари - это неверие Абу Джахля.
Неверие джухуди - это когда человек сердцем знает Всевышнего, но не хочет Его признавать. Так же, как иудеи, хотя и знали о Любимце Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но отрицали это.
Неверие нифак означает признание на словах, отрицание сердцем, подобно неверию лицемеров-мунафиков.
Неверие инади - это когда человек верит сердцем и подтверждает языком, но не предается полностью Всевышнему и не проявляет покорности. Это как неверие Абу Талиба.
Из книги "Истории Пророков"