«После ясту-намаза они выпивали, а к утреннему намазу трезвели»
Предание
Имам Багави в «Меалим ат-Танзиле», в тафсире аята «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (Бакара, 219) пишет, что однажды хазрати Умар, Муаз б. Джабаль (р.а.) и еще один человек из ансаров пришли к Посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, Расулюллах ﷺ! Дайте нам фетву относительно вина и азартных игр, ибо вино отнимает разум, а азартные игры уничтожают добро».
И тотчас Всевышний Аллах ниспослал этот коранический аят. О запрете на употребление вина Аллах Всевышний ниспослал четыре аята.
Первый аят был ниспослан в Священной Мекке:
«Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (Нахль, 67).
В первые годы ислама мусульманам не запрещалось употреблять вино.
Согласно упомянутой истории с достопочтенным Умаром и Муазом б. Джамалем, во вторую очередь был ниспослан аят
«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (Бакара, 219).
Посланник Аллаха ﷺ говорил, что в этом аяте сначала сказано «большой грех», тем самым употребление опьяняющих напитков было объявлено харамом. Но в словах «но есть и польза для людей» содержится дозволение на их употребление.
После ниспослания этого аята большинство асхабов, беря во внимание слова «большой грех», перестали пить вино. Некоторые же, имея в виду выражение «но есть и польза для людей», продолжали употреблять опьяняющие напитки.
Вплоть до того времени, пока с Абдуррахманом б. Ауфом (р.а.) не приключилось одно событие…
Абдуррахман б. Ауф (р.а.) пригласил к себе домой одну группу людей из асхабов. Они выпили и опьянели. Когда наступил вечер, они встали на ахшам-намаз.
Один из них встал имамом. Однако читая суру «Кафирун», он пропустил отрицательные частицы «ля». После этого был ниспослан третий аят, запрещающий пить вино:
«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (Ниса, 43).
После ниспослания этого аята многие люди перестали пить вино и сказали: «Для нас нет блага в том, что препятствует намазу».
Это интересно: Можно ли пить безалкогольные напитки из бокалов для спиртного?
Некоторые же пили вино за исключением времени пятикратных намазов. После ясту-намаза они выпивали, а к утреннему намазу трезвели. Или же выпивали после утреннего намаза и успевали протрезветь к полуденному намазу.
В те дни Аббас б. Самит провел званый обед, позвав в гости несколько человек из мусульман. Среди приглашенных был и Саʼд б. Аби Ваккас. Аббас зажарил верблюжью голову. Покушали, выпили и опьянели.
Потом как начали восхвалять каждый свой род и декламировать стихи. Саʼд б. Аби Ваккас прочел одно стихотворение. В стихах плохо говорилось об ансарах и восхвалялись курайшиты, к которым он относился сам.
Один из ансанов взял в руки черепную кость верблюда, ударил им Саʼда б. Аби Ваккаса (р.а.) по голове и проломил ему голову. Из раны виднелась черепная кость.
Саʼд пошел к Почтеннейшему Посланнику ﷺ и пожаловался ему на того человека. Присутствовавший при этом хазрати Умар взмолился: «Аллах мой! Окончательно разъясни нам свое повеление!» Аллах Всевышний тут же ниспослал четвертый аят, запрещающий пить вино.
Четвертый аят:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Маида, 90-91).
После этого досточтимый Умар возблагодарил Аллаха.
Из книги Шамседдина Сиваси «Предания о четырех халифах»
Все фото:shutterstock.com
Автор: Islam Today