Посещение могилы Посланника Аллаха (с.г.в.): ваджиб или мустахаб?
Дозволенность данного действия доказывает и сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует), когда Пророк (с.г.в.) сам посещал могилы лежащих на кладбище Баки, и тех кто погиб в сражении при горе Ухуд. Посещение же могилы Пророка (да благословит его Аллаха и приветствует) является благостным деянием, ибо умма наделена обязанностью выказывать ему свое уважение и любовь. Поэтому посещать могилу Посланника Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует) необходимо с намерением проявления уважения, любви, получения бараката и милости. Необходимо произносить салават и прочие зикры, ибо как известно возле его могилы обитает большое количество ангелов Всемогущего Создателя.
Что касается иджма по этому вопросу, то ученые расходились во мнении, является ли посещение могилы Посланника Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует) ваджиб, то есть обязательным действием, или же относится к мустахаб, то есть желательное. Большинство из ученых-богословов сошлись во мнении, что это является желательным действием.
Если говорить о кыясе по данному вопросу, то в сборниках хадисов имама Бухари и Муслима мы найдем достоверные хадисы, в которых сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует) повелевал посещать могилы. Посещение же его могилы является более благостным действием и не может сравниться с посещением могилы кого-либо другого.
Ученые ханафитского мазхаба считали посещение могилы Посланника Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует) очень значимой сунной, близкой к ваджибу, то есть обязательному. Некоторые ученые мазхаба имама Малика считали это все же обязательным.
Достоверные хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует) также свидетельствуют, что посещение его могилы является не только дозволенным, но и благословенным делом.
В одном из таких хадисов говорится:
«Моей обязанностью будет заступиться за того, кто посетит мою могилу».
Хадис был передан Даракутни и Ибн Сакяном, и по мнению имамов, является достоверным.
С точки зрения иснада по мнению имама Субки нижеследующий хадис является наиболее значимым:
«Тот, кто посетит меня после смерти, будет подобен тому, кто посетил мне при жизни».
Эти хадисы стоит рассматривать в свете нижеследующего хадиса:
«Я буду обязан быть заступником в Судный день за того, кто придет ко мне не с каким-то делом, а с намерением просто посетить меня».
Любой желающий мусульманин может посетить мечеть Пророка (с.г.в.), мечеть Куба, могилу Посланника Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует), могилы сахабов, а также другие святые места, доступ к которым разрешен, и нет преград для человека, желающего получить заступничество Пророка (да благословит его Аллаха и приветствует) в Судный день.
Помимо посещения могилы Посланника Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует), намерение посещения мечети Пророка и совершение там поклонения является сунной. Повеление же Пророка (да благословит его Аллаха и приветствует): «Кто придет ко мне не с каким-то делом, а с намерением просто посетить меня» относится не только к периоду жизни, но и в любое время после того, как он покинул это бренный мир.
Еще в одном хадисе Посланник Всевышнего (да благословит его Аллаха и приветствует) сказал:
«Кто, совершив хадж, навестит мою могилу, будет подобен тому, кто посетил меня при жизни».
Юсуф Набхани "Ответ ваххабитам от Шавахидуль Хак"