Понятие тауба, или почему раскаяние в грехах является фардом
Фото: Reephotoeasy/ shutterstock.com
Понятие тауба и его суть
Лексическое значение слова «тауба» – «возвращаться обратно». Как религиозный термин, слово «тауба» означает: «Отказ от совершения дурных поступков и грехов, и затем возвращение раба на путь, указанный Аллахом. Это устремление раба к Аллаху в состоянии раскаяния и мольбе о прощении грехов». Раскаяние в грехах является фардом.
Искренне и твердое раскаяние, при котором человек принимает решение никогда не возвращаться к прежнему, называется «тауба насух».
В Священном Коране Аллах повелевает верующим тауба насух:
«О вы, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием, быть может, ваш Господь простит вам ваши прегрешения и введет вас в сады с ручьями текучими в тот день, когда Аллах не посрамит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Перед ними и по правую руку сияет их свет. Они говорят: "Господи наш! Дай нам света сполна и прости нас, ибо Ты властен над всем сущим"» (Тахрим, 66/8).
Тауба состоит из таких шагов: понять ошибочность грехов и почувствовать раскаяние за них; приняв решение избавиться от этого состояния, вернуться в прежнее состояние; принять твердое решение больше не возвращаться к содеянному; возвращаясь на путь, указанный Аллахом, просить у Него прощения и милости.
Необходимым условием действительности раскаяния является избегание грехов и приложение усилий к тому, чтобы не возвращаться к прежнему образу жизни. Если были нарушены чужие права, следует возместить их, питаться дозволенной пищей, выполнять фарды (обязательные предписания).
Наставление пятницы: покаяние – врата прощения
Фото: Houston.pda/ shutterstock.com
Наш любимый Пророк ﷺ говорил: «Если кто-то посягнул на чужие права, пусть попросит прощения, пока не наступил тот день, когда все добрые деяния человека будут отданы тому, чьи права он попрал» (Бухари, Мазалим, 10; Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 2/506).
Первое покаяние совершил пророк Адам (а.с.). Как и во всем, Посланник Аллаха ﷺ был примером для своей уммы и в отношении тауба. Он призывал верующих к покаянию (Бухари, Дават, 4; Муслим, Тауба, 1/78).
Некоторые хадисы Посланника Аллаха ﷺ, призывающие к тауба:
- «Клянусь Аллахом, поистине, я прошу Аллаха о прощении и приношу Ему покаяние более семидесяти раз в день» (Бухари, Дават, 3; Тирмизи, Тафсир, 47; Ибн Маджа, Адаб, 57);
- «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне» (Бухари, Дават, 4; Муслим, Тауба, 1, 7, 8);
- «Аллах примет покаяние того, кто покается прежде, чем солнце взойдет оттуда, где оно заходит» (Муслим, Зикр, 43);
- «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий будет принимать покаяние раба до тех пор, пока он не начнет издавать предсмертные хрипы» (Тирмизи, Да-ват, 98; Ибн Маджа, Зухд, 30).
Фото: Jacob_09/ shutterstock.com
Одним из Имен Аллаха является «ат-Тавваб» (часто принимающий покаяния). Означает, что Аллах примет тауба тех, кто раскаялся в своих грехах. Тауба удаляет человека от грехов и наказания Аллаха, то есть, раб возвращается к Аллаху.
Аллах принимает его возвращение и не наказывает его. Поэтому Имя «ат-Тавваб» означает «принимающий покаяния рабов».
Тауба – это возвращение. Возвращение к Аллаху, Прощающему, которому ведомо все – явное и тайное. Это возвращение из душной атмосферы грехов в светлый мир привязанности к Аллаху.
Это возвращение от дурного характера к прекрасной нравственности. Как вода очищает от грязи, так и искреннее раскаяние очищает от грехов. Главное, чтобы человек, каясь в грехах, перестал их совершать.
Правда ли, что Аллах принимает намазы не всех, кто их совершает?
"Мое поклонение"