• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Важная роль носа в омовении, о которой вы даже не догадывались

Время чтения: 4 мин
42002

Тахарат — ритуальное омовение имеет большое значение в исламе и является ключом намаза. Он несёт значение телесной и духовной чистоты. Человек, совершивший омовение должным образом, вместе с телесной грязью избавляется и от грехов, которые он совершил омываемыми частями тела.

Об этом Пророк (мир ему) сказал: «Если любой из вас приготовит себе воду для омовения, а потом прополощет рот и нос, то обязательно стекут вместе с водой совершённые им прегрешения лица, рта и носа! Если потом омоет он своё лицо, как повелел ему Аллах, то, вместе с водой, с его лица и бороды обязательно стекут его прегрешения!

И если затем он омоет свои руки до локтей, то вместе с водой с кончиков его пальцев обязательно стекут прегрешения его рук; если потом протрёт он свою голову, то вместе с водой с кончиков его волос обязательно стекут прегрешения его головы; если потом он омоет свои ноги до щиколоток, то вместе с водой с кончиков пальцев его ног обязательно стекут прегрешения его ног.

Если же после всего этого он совершит молитву, воздаст хвалу Аллаху, восславит Его, будет превозносить Его, как Он того заслуживает, и очистит сердце своё от всего ненужного, кроме Аллаха Всевышнего, то расстанется он со своими прегрешениями и станет таким же, каким был в тот день, когда родила его мать» (Муслим 832).

Грехи рук, ног, глаз, ушей легко понять. Но какой грех совершает верующий своим носом, что во время омовения он избавляется от его бремени? Тот же вопрос относительно головы, поверхность которой протирается влажной рукой (масх).

Практически во всех нациях нос является символом гордыни. Известно как человек начинает его высоко задирать при заболевании этим недугом. У арабов же есть выражение: «Вытри свой нос о землю», которое применяется к совершившему нечто плохое. К примеру, в одном хадисе так приводится это образное выражение: «Тот, кто не добился прощения в Рамадан, пусть утрёт свой нос о землю! (т.е. позор ему!)».

Мухиддин бин Араби в своей книге «Футухати Маккия» говорит, что внешние смысловые действия человека весьма влияют на его духовное состояние. Когда верующий при омовении вбирает в нос воду и высмаркивается, он как бы говорит: «О, мой Господь! Я отрекаюсь от себя, избавляясь от гордыни!»

Можно ли разговаривать во время омовения (тахарата)?

Это является очень важным поклонением и мудростью омовения носа.  По той же причине человек касается носом пола во время совершения земного поклона (суджуд). От Абдуллаха Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أمرت أن أسجد على سبعة أعظم على الجبهة، وأشار بيده إلى أنفه واليدين والركبتين وأطراف القدمين ولا نَكفُتَ الثِّيابَ ولا الشّعَرَ

«Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей тела: на лоб (и он указал на нос), ладони, колени и кончики пальцев ног, не подбирая при этом волосы и одежду» (Бухари, 809; Муслим, 490).

А от Абу Хурайры приводятся такие слова Пророка (мир ему):

أقرب ما يكون العبد من ربه وهو ساجد، فأكثروا الدعاء

«Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так обращайтесь же к Нему с мольбами в такие моменты как можно чаще» (Муслим, Салят, 215). Конечно, ибо это самая правильная позиция перед Великим, Могущественным Владыкой Газза ва Джаль.

Что касается ритуала масх, то он так же имеет глубокий смысл. Проводя влажной рукой по голове, верующий входит в состояние умиротворения (таваззух) и покорности. Он ради повиновения Аллаху портит свои уложенные, причёсанные волосы, демонстрируя этим готовность предстать перед Господом.

Какой водой нельзя совершать тахарат (малое омовение)?

В таяммуме же (очищении песком, пылью от камня) отсутствует ритуал протирания головы — масх, ведь человек итак показывает свою покорность, проводя по лицу пыльной рукой: «О те, которые уверовали! (...) Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки (таяммум)» (сура «Трапеза», 6 аят).

Кроме того, посыпание головы песком имеет значение расставания с любимым, горя и печали и не может применяться в таяммуме, так как человек, наоборот, совершает его для встречи с любимым Господом. Оттого масх в таяммуме не установлен фардом (обязательным действием).

Что делать, если есть сомнения по поводу омовения?

Верующему следует знать глубокие смыслы совершаемых им внешних действий. Это поможет избавиться от формального отношения к религии, наполнив свою жизнь истинной духовностью. Достичь состояния ихсана —  совершать богослужения с такой искренностью, усердием и ответственностью, как будто он постоянно видит Аллаха перед собой. Очень важно прийти к такому состоянию, ибо оно является высшим проявлением веры.


Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle