Как не потерять смысл мусульманского поста
Фото: elements.envato.com/ Svetlana_Lazhko
У мусульман пост бывает трех видов: пост, являющийся фардом; пост, являющийся ваджибом; и пост являющийся нафилем (8 видов).
Какие 10 видов поста существуют в исламе?
Многие мусульмане ошибочно полагают, что основной целью поста является воздержание от еды, питья и половой близости от рассвета до заката. Однако смысл поста спрятан намного глубже, ведь в этом и есть великая мудрость Всевышнего Аллаха.
В Коране говорится о посте в Рамадан:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
«О верующие! Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными (аль-Бакара, 183).
В суре говорится о том, что цель поста – это укрепление богобоязненности, то есть, смирения верующего перед его Творцом.
Также в Рамадан, или в любой другой день в году, когда вы держите пост, следует воздержаться от скверных слов и сплетен:
Передал Абу Хурайра, радыаЛлаху анху: «Аллах не нуждается в отказе еды и питья того человека, который не отказывался от греховных разговоров» (Бухари).
Передал Абу Хурайра, радыаЛлаху анху: «Пост – это щит. Если кто-то из вас постится, то пусть не сквернословит и не шумит. А если кто-то оскорбит его или станет драться с ним, то пусть скажет: «Поистине, я пощусь!» (Бухари, Муслим).
В хадисах передается, что в пост также нужно воздержаться от бесполезного времяпровождения:
Передал Абу Хурайра, радыаЛлаху анху: «Пост – это не просто отказ от еды и питья. Поистине, пост – это отказ от бесполезного времяпрепровождения и сквернословия» (Ибн Хиббан).
Пост в Рамадан: все о запретах и особенностях
Фото: elements.envato.com/ dotshock
Адабы разговоров и общения во время поста
По поводу сплетен по время поста от ʼУбайда, радыаЛлаху анху, передается, что две женщины держали пост. Один мужчина сказал: «Эти две женщины постятся, и они вот-вот умрут от жажды».
Пророк ﷺ отвернулся и ничего не ответил. Затем этот человек пришел снова и сказал: «О Пророк Аллаха! Они уже умерли или вот-вот умрут».
Пророк ﷺ сказал: «Позовите их». Они пришли. Принесли чашу. Он сказал одной из них: «Вызови рвоту». Ее вырвало. Вышли гной, кровь и куски мяса. Заполнилась половина чаши. Он сказал второй: «Вызови рвоту».
Ее вырвало. Вышли гной, кровь, куски мяса и другое. Наполнилась чаша. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Они держали пост, воздерживаясь от халяльного пропитания Аллаха, а съели харам. Они обе женщины сидели и ели мясо людей (сплетничали и злословили)» (Ахмад).
Фото: elements.envato.com/ Queenmoonlite35
Умеренность в еде
В Сунне подчеркивается и о необходимости умеренного потребления пищи: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания» (ат-Тирмизи).
Ситуацию прокомментировал имам мечети Рамазан – Закир хазрат Нуруллин:
«Проблема переедания и неправильного понимания смысла священного поста очень актуальная на данный момент. Мы не должны поддаваться тенденциям изобилия на наших столах во время разговения в пост. Мне понравилось, как эту проблему решили в некоторых мечетях в месяц Рамадан: мечети организовывали ифтары, которые назывались “Ифтар Пророка”, где людям давали лишь финики и воду. Вход на ифтар стоил хороших денег, которые шли на кормление нуждающихся. Автор этого проекта высказал свою позицию о том, что месяц Священного поста не должен сопровождаться “праздником живота”. Один из целей поста – научиться контролировать свой нафс, и нужно это делать не только днем, но и в момент разговения и после него».
Основной целью поста является не только отказ от пищи и близости, но и от сквернословия, сплетен, бесполезного времяпрепровождения и переедания. Благодаря этому раб становится более богобоязненным, становится лучшей версией себя ради Аллаха.
Жизнь после Рамадана, или как избежать духовной пустоты
Гельсем Зябирова