Это деяние - лучшее проявление веры
Терпение (по-арабски «сабр») – способность стойко переносить неприятности, а также умение упорно двигаться к цели.
Сабр или его отсутствие во многом определяют качество человеческой жизни в обоих мирах. Иначе важность терпения не упоминалась бы в Священном Коране и хадисах Пророка, Мир ему.
Например, «А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (Сура «Ан-Нахль» 16:96)
Или: «Лучшими проявлениями Веры являются терпение и великодушие» (хадис в передаче Ад-Дайлями, Аль-Бухари).
В Исламе различают несколько видов терпения. Пути их воспитания также несколько различны.
1) Сабр в трудных ситуациях.
Речь идёт о жизненных трудностях, которым может подвергаться человек, его близкие, его имущество. Это могут быть природные и промышленные катастрофы, пожары, тяжёлые болезни, нужда и прочие несчастья, которых никому не пожелаешь.
Как обычно поступает человек? Испытывает шок, страх, апатию.
Как следует поступить? Осознать, что случившееся было предопределено Аллахом, обратиться к Нему за помощью, собраться с духом, взять на себя (если больше не̒кому) ответственность за ситуацию и начинать искать выходы из неё. Во Имя Аллаха.
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (Сура «Аль-Бакара» 2:155-156).
Бывают в жизни трудности другого плана. Речь о сложностях межличностного общения – обиды, ссоры, затяжные конфликты, оскорбительное поведение и пр. Мало кто с этим незнаком.
Как обычно поступает человек? Прибегает к ответным обидам, оскорблениям, притеснениям, разрыву отношений.
Как следует поступать? Обращаться к Аллаху, осознавать неслучайность конфликтов, пытаться оправдать обидчика (хоть чем-нибудь), проявлять великодушие к нему, честно искать ошибки в своём поведении, просить прощения, стараться первым налаживать отношения, помнить об Ахирате и расчёте там. Во Имя Аллаха.
«Верующий, находящийся среди людей и терпеливо относящийся к боли, которую они ему наносят, лучше и благостнее того, кто избегает людей и нетерпим к их действиям» (хадис в передаче Ахмада, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
2) Сабр в поклонении Аллаху.
Терпеливость в этом вопросе бывает нужна по двум причинам. Во-первых, потому что человеку, действительно, временами нелегко совершать поклонение. Например, поститься, работая в жару где-нибудь на стройке.
А, во-вторых, потому что шайтан ни днём ни ночью не оставляет своих гнусных попыток ввести нас в грех. Тогда и более легкие дела начинают казаться обременительными (встать на утренний намаз, уделить время Корану и пр.)
Как обычно поступает человек? Пытается себя оправдать (болею, устал, забыл), рассчитывает позже «отдать долг», выгодно сравнивает себя с теми, кто слабее него в религии.
Как следует поступать? Обращаться к Аллаху, каяться, иметь намерение не повторять ошибок, просить Аллаха укрепить Веру в сердце и защитить от козней шайтана, чаще вспоминать о смерти и Судном дне. Во Имя Аллаха.
3) Сабр в противостоянии грехам.
К нарушению законов Аллаха человека толкает не только шайтан, который постоянно приукрашивает грехи, но также нафс – низменная часть человеческого естества.
Нафс алчен и ненасытен, ему всегда мало – возможностей, денег, почёта, внимания, помощи, любви. Именно, характеризуя нафс, Пророк, Мир ему, сказал, что, получи человек гору золота, то захотел бы другую.
Если попустительствовать своим аппетитам, не ограничивать их рамками халяль-харам, то противостояние грехам ослабевает, и человек начинает съезжать по наклонной.
Как обычно поступает человек? Оправдывается, что избежать греховного поступка было невозможно; успокаивает себя, что грех был маленький - «никто же не умер»; выгодно сравнивает себя с теми, кто слабее него в религии.
Как следует поступать? Честно признавать ошибки, каяться за них, иметь намерение впредь избегать подобного, просить у Аллаха умения руководить своим нафсом, чаще вспоминать о мучениях в могиле и в Судный День. Во Имя Аллаха.
Сабр – особый вид поклонения. Внешне мало заметен, по сути – подвиг над собой! Потому, наверное, и награда за него обещана великая: «Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (Сура «Гром» 13:24).
Гузель Ибрагимова