Дуа пророков, которыми они молили Аллаха о прощении
В Коране много где приводится о покаянии пророков. «Господи! Прости меня и моего брата и введи нас в Свою милость!» (сура «Аль-Араф», аят 151) - сказал пророк Муса (мир ему), раскаявшись в поспешных выводах и своем плохом обхождении с Харуном, когда израильтяне слепили изваяние тельца.
«Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный» (сура «Аль-Бакара», аяты 127-128)- молили Аллаха пророк Ибрахим и его сын Исмаил (мир им), которые прекрасно знали, что каждый раб непременно допускает упущения и нуждается в покаянии.
Рассказывая историю выведения Адама и его жены (мир им) из Рая, Всевышний Аллах говорит: «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Милосердный» (сура «Аль-Бакара», аят 37).
Согласно убеждениям ученых ахлю сунна, пророки были защищены от грехов, ведь они – избранные посланцы Господа, которые всеми своими поступками являлись образцом для подражания. Они были хранимы Аллахом от всего, что могло опорочить их авторитет и статус пророчества. Однако в первую очередь они были людьми, поэтому могли совершать некоторые незначительные проступки и ошибки.
Каких людей Пророк ﷺ приравнял к «издевающимся над Господом»?
На примере пророков Аллах учит нас каяться, ведь если даже защищенные от греха пророки молили Его о прощении, то нельзя и нам быть беспечными в этом. Шайтан обманул первого человека и пророка – Адама – и тот, поверив словам искусителя, отведал запретный плод. Пророк осознал, что совершил ошибку, однако он не знал, как выразить сожаление и раскаяние. Поэтому Всевышний научил его словам покаяние и Адам раскаялся: «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние» («аль-Бакара», 37).
Изгнание Адама и Хаввы из Рая. Подробный разбор
Пророки просили Аллаха о прощении и учили своих последователей делать это. Покаяние от многобожия и больших грехов, упущения в поклонении и служению Аллаху – все это неотъемлемая часть призыва посланников. Пророк Нух (мир ему), указывая своему народу на причины жизненного благополучия, говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (сура «Нух», аяты 10-12).
Ученые разделили покаяние (тауба) на два вида. К первому относится покаяние за совершенные грехи и упущения. Ко второму – покаяние за грехи, о которых человек не знает или не помнит, то есть, общее покаяние. Покаяние пророков относится ко второму виду. Пророк Муса (мир ему) непреднамеренно убил человека; Адам (мир ему), обманувшись словами Иблиса, съел запретный плод; пророк Юнус (мир ему) без разрешения Господа оставил свой народ; посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отпустил пленных Бадра за выкуп. Эти ошибки были совершены без злого умысла – по незнанию или случайно. Поэтому исламские ученые не называли их грехами, а называли ошибками.
Покаяние – проявление любви к Аллаху и средство достижения любви Аллаха. «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся», - сказал Всевышний.
Пророки, зная эту истину, просили прощения у Аллаха. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Я каюсь и прошу прощения у Аллаха по сто раз в день». Некоторые сподвижники считали, что каяться и усердно стараться должны обычные люди, а не пророки, ведь им прощены их грехи. Однако божий посланник показывал своим примером, что пророки также просят прощения у Аллаха. Ночью Пророк стоял в молитве так долго, что у него опухали ноги. Однажды Аиша спросила у него: «Почему ты так поступаешь, ведь тебе прощены твои прошлые и будущие грехи?». Пророк ответил: «Разве мне не стоит быть благодарным рабом?»
Так Посланник научил нас, что благодарный раб усердствуют на пути достижения довольства Аллаха и просит у Него прощения за свои упущения и ошибки.
Islam-Today