4 причины, по которым Аллах задерживает ответ на наши дуа
Человек тороплив по своей природе. Он всегда хочет получать результат своих действий и устремлений без задержки. Также и с мольбой. Обращаясь к Всевышнему Аллаху, мы надеемся, что Он не будет задерживать ответ, а незамедлительно дарует нам то, о чем мы просим Его.
В чем же причины задержки ответа? И стоит ли торопить Аллаха с ответом? На эти и другие вопросы отвечает великий ученый Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах):
«Великим испытанием для верующего человека является то, что он периодически молит Аллаха, но Всевышний долгое время не отвечает на его мольбы. Это испытание, в котором человек должен вооружиться терпением.
Шайтан наущает людей, которые молят Аллаха и не могут дождаться ответа. Эти наущения – болезнь, которую необходимо врачевать известными средствами из Корана и Сунны.
Однажды со мной приключилась беда, и я стал молить Аллаха, чтобы Он помог мне, но ответа все не приходило. Тогда Иблис стал внушать мне страшные вещи. Он говорил мне: «Ты много молишь Его, так почему же Он скупиться на ответ?» На это я говорил ему: «Закрой свой рот, о, проклятый! Я не нуждаюсь в посреднике и комментаторе!» Затем я обращался к своему нафсу со словами: «Смотри не обольщайся его словами. Если бы пользой от задержки ответа было лишь то, что мы даем отпор нашему общему врагу – Иблису, то этого было бы достаточно». Причин задержки может быть несколько:
1. Всевышний Аллах является Единственным Властелином, а истинный властелин вправе распоряжаться со своими подчиненными так, как считает нужным. Поэтому нет причин для жалоб.
2. Иногда в тех вещах, что мы воспринимаем злом, содержится большая польза. Мы не видим порой мудрости в том, что делает врач со своим пациентом. На первый взгляд, он вредит ему, однако он делает это только ради здоровья больного.
3. Порой задержка может быть благом, а незамедлительный ответ - злом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: «Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!»
4. Зачастую ответ может задержаться или не прийти вовсе, если в делах человека присутствуют серьезные препятствия для принятия мольбы. К этому можно отнести беспечность во время мольбы, сомнительную пищу или грех, от которого человек не покаялся.
Причину нужно искать вот в этих четырех, а не спешить обвинять Всевышнего Аллаха в скупости.
Сообщается, что Абу Язид (да будет доволен им Аллах) однажды вернулся к себе домой и заметил внутри постороннего, сомнительного человека. Не входя в дом, он велел кому-то вытащить из стены глиняный кирпич, который он поставил туда недавно. Когда кирпич извлекли, незнакомец покинул дом. Абу Язида спросили о том, что случилось, и он сказал: «Глину для этого кирпича я взял из сомнительного места. Когда я убрал сомнительное, тот незнакомец ушел».
Также одной из причин задержки может быть то, что Аллах желает, чтобы человек дольше молил Его и искренне прибегал к Его помощи. Ведь если бы тот получил то, о чем просит, то возможно он перестал бы обращаться к Аллаху с мольбами на продолжительное время.
Сообщается, что Яхья аль-Бакка (да помилует его Аллах) однажды увидел Господа во сне. Он спросил Творца: «Господи! Я постоянно молю Тебя, но Ты не отвечаешь мне». Всевышний сказал: «О, Яхья, Я люблю слышать твои мольбы!»
Абу аль-Фарадж Ибн аль-Джаузи, «Сайд аль-хатыр», 66-68