Почему во время совершения намаза нельзя закрывать глаза?
Согласно мнению большинства учёных ислама, совершение намаза с закрытыми глазами без уважительной на то причины является макрух – нежелательным.
Пятикратная молитва состоит из определённых внешних и внутренних адабов (этик), соблюдение которых необходимо для полноценного духовного настроя на благоговейное состояние (хушу’).
Верующий предстаёт перед своим Господом, как смиренный раб и ему следует проникнуться этим чувством сознательно – изнутри, а после излучать его внешне – своим телом, поведением. Посланник Аллаха ﷺ был примером эталона трепетности, скромности – величайшей нравственности.
Читайте также: Умеем ли мы верить: настоящие качества рабов Аллаха
Особо это проявилось во время Мираджа (в Ночь вознесения), – когда на пути к Всевышнему с ним произошло много удивительных событий, которые были способны отвлечь его душу от цели. Но Пророк ﷺ действительно имел высшее стремление к своему Господу, потому не позволял себе увлекаться красотами и причудами вокруг, сохраняя тот благоговейный трепет, доказывая, что в его сердце есть только Аллах!
Фахруддин ар-Рази в своём тафсире говорит: «Намаз – это мирадж верующего». То есть, во время совершения молитвы и особенно земного поклона (саджда), человек духовно находится максимально близко к Аллаху. Потому ему не подобает в этот момент думать о посторонних вещах. Тем более, читающий намаз, начинает его со словами «Аллаху акбар», утверждая, что для него нет ничего выше и важнее Всевышнего!
Направление взора как нельзя лучше демонстрирует это состояние: совершающий молитву не смотрит по сторонам или хаотично, а соблюдает известную этику глаз – сунну Пророка ﷺ. Но почему не следует вовсе закрыть глаза во время намаза, ведь, казалось бы, так можно лучше сконцентрироваться и вообще ничего не видеть, из того, что могло бы отвлечь сердце?
Обязанность глаз – созерцать, видеть, а молитва – это поклонение, при котором должны участвовать все органы молящегося, получить свою долю от него. Закрытие же глаз подготавливает организм к состоянию сна, а значит, человек вовсе может окунуться в мир мечт и фантазий, забыв, что он делает.
По некоторым преданиям известно, что в первое время сподвижники имели привычку смотреть по сторонам во время совершения намаза. Но после ниспослания первых аятов суры «аль-Му’минун»: «Поистине, преуспели верующие, которые смиренны в своих молитвах…», – они, благодаря наставлениям Пророка ﷺ, усвоили многие адабы, необходимые для соблюдения в таком важнейшем поклонении, как намаз.
Это малая часть из детальных разъяснений учёных причин и мудростей, сокрытых в тех или иных действиях в молитве. Но простым мусульманам достаточно знать, что любые адабы, прописанные в нашей религии, олицетворяют сунну Посланника Аллаха ﷺ, направленную на воспитание в верующих высшей нравственности и глубокой духовности.
Оставление же их будет оставлением сунны, а значит, и лишением части благословения этого пути. Потому не следует верующим умалять достоинство даже самой, казалось бы, незначительной практики Пророка ﷺ. Несомненно, в ней кроется много духовных и физических благ!
Автор: Айна Замаева