Почему в Коране Всевышний Аллах клянется Меккой?
Сура «Аль-Балад» была ниспослана в Мекке. К моменту ниспослания этой суры мекканские язычники позволяли себе открыто издеваться над Посланником Аллаха (мир ему) и притеснять верующих, особенно самых слабых и незащищенных членов Уммы.
Эта сура названа по слову из ее первого аята - «аль-балад», что переводится как «город» и подразумевает Мекку. Чудо Корана проявляется здесь в том, что двумя предложениями Всевышний раскрывает обширные темы положения всего человечества.
Каждому человеку предложено два различных пути - один к добру, другой к злу. И каждый человек вправе проявлять свободную волю, выбирая свой собственный путь. Поэтому он должен стремиться совершать добрые дела, не проявлять высокомерия и расточительности.
Аяты 1-3: Мекка, Пророк Мухаммад (мир ему) и человечество.
Эта сура начинается с клятвы. Всевышний Аллах клянется Меккой. Мекканцы лучше других понимают, почему Всевышний Аллах в Коране клянется их родным городом. Этот город посреди пустынных скал имеет очень большое значение. Здесь Пророк Ибрахим (мир ему) восстановил первую мечеть для поклонения Аллаху.
Это город спокойствия и безопасности посреди бесплодной пустыни. Всевышний Аллах добавляет к Своей клятве Посланника Аллаха (мир ему), еще больше возвышая славу этого города. Тем не менее, язычники позволяли себе издевательства и тиранию в отношении Посланника Аллаха (мир ему) даже в этом священном городе. Аллах завершает свою клятву детьми и родителями. По мнению ученых, здесь речь идет об Адаме и его детях — то, есть обо всем человечестве.
Аяты 4-7: Наша жизнь – испытание.
Человечество было сотворено для прохождения испытаний и упорного труда. Жизненный путь человека может отличаться в зависимости от того, где он родился. Даже если жизнь человека кажется ему простой и необременительной, он должен проявлять упорство ради довольства Аллаха. Иными словами, чем сложнее жизнь верующего в этом мире, тем легче и приятнее она будет в мире следующем.
Аяты 8-10: Свобода воли.
Аллах говорит, что наделил каждого человека парой глаз, чтобы видеть, языком, чтобы говорить и устами, чтобы контролировать то, что он хочет сказать. Человеку может показаться, что он достаточно силен и всемогущ, но Аллах легко разубеждает его в этом. Аллах наделил нас разумом и мудростью, чтобы мы могли выбирать между добром и злом.
Аяты 11-16: Что заставит вас понять?
Всевышний Аллах продолжает и говорит, что некоторые люди предпочитают идти легкими путями. Они тратят свое имущество, но не так, как угодно Аллаху. Всевышний Аллах дарует бесчисленные награды рискнувшим выбрать тернистый путь, но люди не стремятся заслужить их.
Что может заставить этих людей понять всю важность благодеяний? Всевышний Аллах объясняет, что именно может привести людей в Рай: это освобождение рабов, кормление голодных, помощь нуждающимся людям.
Недаром в суре приведены именно эти примеры. Во время ниспослания этой суры в арабском обществе были распространены издевательства над рабами и нищими, плохое обращение с сиротами, даже со стороны родственников. Был широко распространен голод среди простых людей, в то время как мекканская элита закатывала громадные пиры. Примеры, показанные Аллахом, рассказывали о поведении верующего, а за ними следовал самый важный пункт повествования.
Аяты 17-18: Рай.
Все это теряет смысл, если человек лишен веры. Верующие живут в обществе, где поддерживают друг друга и побуждают друг друга совершать добро, быть терпеливыми и милосердными. Они будут с теми, чьи деяния будут раскрыты им с правой стороны. И они попадут в Рай.
Аяты 19-20: Ад.
Те же, чьи деяния будут поданы в левую руку, окажутся в числе неверующих и отправятся в Ад. Они не уверовали в Откровение Аллаха. Они предпочли следовать по легкому пути. Их будет окружать огонь Ада и у них не будет шанса на спасение.
Islam-today
Также на эту тему читайте:
Почему в Коране Всевышний клянется Самим Собой?
Почему Всевышний Аллах клянется в некоторых аятах Священного Корана?