Почему ученые запрещали людям говорить о предопределении?
Одна из самых острых и проблемных тем в исламе – тема предопределения. Вопросы о предопределении возникали и у сподвижников. Они разговаривали на эту тему между собой и иногда спрашивали об этом у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник знал, что ограниченный разум человека не способен полноценно постичь мудрость предопределения, и что шайтан всячески использует эту дверь, чтобы посеять сомнение в сердцах людей. Поэтому он запрещал сподвижникам говорить на эту тему, а когда его спрашивали о судьбе, он отвечал лишь общими выражениями.
Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим сподвижникам: «Нет среди вас тех, кому не было бы предписано их место в Раю или Аду, и того, будет ли он счастлив или несчастен». Один человек спросил: «О, посланник Аллаха! Означает ли это, что мы должны полагаться на то, что предписано для нас, и отказаться от совершения добрых дел, поскольку счастливый все равно получит то, что ему предписано, а несчастный – то, что предписано ему?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, совершайте добрые дела, поскольку тем, кому предписано счастье (умереть верующим), будет облегчено совершение добрых дел, а несчастным (кто умрет неверующим), будет облегчено совершение дурных поступков» (аль-Бухари и Муслим).
Что лучше: дуа, молчание или же довольство малым?
Мы, мусульмане, должны верить, что все в этом мире предопределено Всевышним. Однако долгие рассуждения на этот счет, препирательства и споры могут привести к печальным последствиям. В результате подобных диспутов множество людей во времена предшественников сбились с прямого пути. Появились целые группы, которые ошибочно понимали понятие предопределения и свободы воли человека. Так, например, представители секты «аль-кадария», которая возникла в 7 веке в Ираке, считали, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и поступках, и что Аллах не принимает в этом никакого участия. Их противоположностью были джабриты, которые придерживались того мнения, что истинным действователем является Всевышний Аллах, и что человек не имеет свободу воли, ведь, по их мнению, Аллах заставляет людей принимать решения и действовать.
Каждый из нас должен знать о предопределении ровно столько, сколько это необходимо для полноценной веры. Нельзя отрицать предопределение, как и не следует пытаться понять его суть путем философских размышлений. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сообщая, что предопределение является неотъемлемой частью веры, сказал: «В каждой общине есть зороастрийцы, и зороастрийцами моей общины являются те, которые говорят, что нет предопределения. Если они заболеют, не навещайте их, и если кто-то из них умрет, то не присутствуйте на его похоронах».
Интересный диспут двух пророков приводит имам Малик в своем сборнике «аль-Муватта»: «Пророки Адам и Муса (мир им) затеяли спор, в котором победителем вышел Адам. Муса задал Адаму вопрос: «Это ты, Адам, сбил людей и вывел их из Рая?» Адам сказал ему: «Это ты, Муса, которому Аллах дал знание обо всем сущем и избрал его Своим посланником?» Муса ответил: «Да». Адам изрек: «Тогда как же ты можешь попрекать тем поступком, который был предопределен прежде, чем я был создан?»
Islam-Today