Почему пророк Мухаммад (мир ему) был таким молчаливым?
В одном из своих хадисов посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что согласием молодой девушки, еще не бывавшей замужем, на предложение замужества является ее молчание. Этот хадис указывает на то, что молчание может быть подтверждением и иметь юридическую силу.
Да, молчание пророка (да благословит его Аллах и приветствует) могло указывать на хукм определенного действия. Однако не стоит забывать, что пророк – человек, и он, как и другие люди, мог молчать по разным причинам. Сподвижник Ибн Абу Халя (да будет доволен им Аллах), опираясь на свои наблюдения, сообщил, что молчание пророка (да благословит его Аллах и приветствует) могло быть по причине его кротости, одобрения, размышления и принятия определенных мер. На самом же деле, причин молчания было больше, и про некоторые из них мы поговорим ниже:
Утверждение или одобрение
Первое, что приходит в голову при разговоре на эту тему, это то, что своим молчанием пророк выражал одобрение тем или иным действиям. Исламские правоведы считали такой вид молчания частью пророческой сунны. Это подтверждается достоверными хадисами. Так, например, в одном из них Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: «Во время совершения паломничества посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) громко скандировал слова тальбии. Некоторые люди стали добавлять к тальбии пророка слова: «Зуль-мааридж». Пророк слышал их слова, но ничего не говорил и не выражал своего порицания» (Абу Дауд, Муслим).
Ожидание откровения
Иногда, когда пророка спрашивали о том или ином вопросе, он ничего не отвечал и молча ждал откровения от Всевышнего Аллаха. Подобным случаям имам аль-Бухари в своем сборнике выделил даже отдельную главу, написав в заголовке: «Когда пророку задавали вопрос, относительно которого еще не было откровения, он отвечал: «Не знаю», либо же ничего не отвечал до тех пор, пока Аллах не ниспосылал ему ответ». В одном из хадисов данной главы приводится, что группа иудеев спросила пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о духе. Пророк молчал некоторое время, а затем прочел иудеям следующий аят: «Они станут спрашивать тебя о духе. Скажи: «Дух – от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало» (аль-Бухари, Муслим).
Порицание или неодобрение
Иногда молчание пророка (да благословит его Аллах и приветствует) могло указывать на его недовольство и неодобрение. Доказательством этого являются некоторые достоверные хадисы. Так, например, в сборнике аль-Бухари приводится хадис, в котором Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) задал пророку вопрос: «О, посланник Аллаха! Я молодой парень, и я боюсь не сдержаться и впасть в грех (имеет в виду прелюбодеяние). Для женитьбы я не имею достаточно средств. Могу ли я кастрировать себя?»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ничего не ответил на этот вопрос. Тогда сподвижник задал свой вопрос еще раз, но снова не дождался ответа. После того, как тот задал вопрос в четвертый раз, пророк изрек: «О, Абу Хурайра! Чернила, которыми была написана твоя судьба, уже высохли. Поэтому нет разницы, кастрируешь ты себя или нет» (аль-Бухари).
Здесь пророк своим молчанием указал на то, что не одобряет его желание кастрировать себя и видит это дело порицаемым.
Кротость
Кротость являлось одним из главных качеств посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Достаточным доказательством этого является тот факт, что пророк ни разу не высказал порицания Анасу ибн Малику (да будет доволен им Аллах), который десять лет прислуживал ему. Из-за своей кротости и мягкого нрава пророк не отвечал злом на оскорбления и угрозы многобожников, проявлял великое терпение и продолжал призывать их к Исламу.
Когда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Предостереги своих ближайших родственников!», пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позвал всех своих близких родственников на ужин, чтобы призвать их к истине. Не дав пророку слову, его дядя Абу Ляхаб предостерег его, чтобы он ничего не рассказывал им об исламе, и в конце сказал: «Я не видел еще такого человека, который принес бы столько бед своему племени, как ты!» После этого пророк не ответил ничего и просидел молча весь ужин.
Islam-Today