• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему отказ от мазхабов – худшее из нововведений?

Время чтения: 4 мин
7823

Таклид – это следование одним человеком за фетвой другого, не будучи осведомленным о доказательствах верности этой фетвы, если он осведомлен о  доказательствах дозволенности таклида. Мукаллид, таким образом, иногда знает доказательства дозволенности таклида за алимом-муджтахидом, но не знает доказательств того, в чем он следует за муджтахидом. 

Нет никакой разницы, как называть это – таклидом или иттиба, эти два слова имеют один смысл. В арабском языке нет никакой разницы между этими словами. Всевышний назвал однажды худший вид таклида – иттиба’ом. Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «Отрекутся те, за кем следовали (в день Судный) от тех, кто следовал за ними, и постигнет (идолопоклонников) наказание, и прервутся между теми и другими связи всякие, (и станут они врагами друг другу). Воскликнут те, кто поклонялся идолам: «О если бы могли мы вернуться в мир (земной)! Отреклись бы мы от них, подобно тому как они отреклись от нас». (Сура аль-Бакара, 166-167). Нет сомнения что под иттибаом (следованием) здесь имеется в виду слепой таклид, который недопустим.

И все равно, дашь ты или не дашь определение новому различию между значениями слов иттиба и таклид, различие в любом случае второстепенно. Поскольку исследователь или является осведомленным в доказательствах, знающим способы выведения решений, и он в этом случае является муджтахидом, или же он не осведомлен о доказательствах, и не знает способов выведения решений, и он является мукаллидом, следующим за муджтахидом. Многообразие определений не меняет ни в коей мере сути дела.

Так каковы доказательства допустимости таклида и его обязательности при отсутствии возможности для иджтихада?! Доказательства многочисленны: 

Первое. Слова Всевышнего: «спрашивайте знающих, если вы не знаете». Ученые единогласны в том, что этот аят велит людям, не знающим норм шариата и его аргументов, следовать за знающими. Все ученые-религиоведы  выбрали  этот аят основополагающим доказательством правильности следования несведущим за ученым- муджтахидом. А также следующий аят с аналогичным указанием:  «Не следует верующим выступать в поход всем сразу. Пусть лучше бы составился отряд от каждой общины, который выступал бы для того, чтобы делам религии поучаться и наставлять по возвращению в общину свой народ, чтоб осмотрительными быть» (ат-Тавба, 122).  Всевышний запрещает всем мусульманам уходить на боевые действия, на газават, и повелевает группе мусульман остаться, чтобы они имели возможность просвещаться в религии Аллаха, чтобы отправившиеся на джихад, возвратившись нашли тех, кто дал бы им фетву по вопросам дозволенного и запретного, и разъяснил бы им Законы Аллаха (см. комментарий к Корану «Аль-Джами ли ахкам аль-Куран», т. 8 стр. 293, 294).

Второе. Указание иджмы о том, что сподвижники Посланника Аллаха (ﷺ) различались в уровне знаний, и не все из них способны были давать фетвы, как об этом сказал ибн Халдун:  «не у всех из них учились религии». 

Среди них были муфтии-муджтахиды, их было меньшинство, и среди них были испрашивающие фетвы, и их было абсолютное большинство. Муфтии из числа сподвижников, рассказывая о норме, не всегда разъясняли спрашивающему доказательства этой нормы.  Иногда Посланник Аллаха (ﷺ) посылал факихов из числа сподвижников в местности,  жители которых были знакомы только с вероубеждением и основными столпами Ислама. И за этим сподвижником следовали во всех его фетвах, так, что все совершали поклонение, руководствовались во взаимоотношениях и отделяли дозволенное от запретного в соответствии с его мнением. Нередко перед ним вставал вопрос, на который он не находил ответа в Коране и сунне, он в этом случае обращался к иджтихаду и давал ответ на основе иджтихада, и жители следовали за иджтихадом этого асхаба. 

Аль-Газали в книге «Аль-Мустасфа»  в главе «Таклид и испрашивание фетв», доказывая, что неграмотному остается только таклид, говорил следующее: «Мы приводим в качестве аргумента два доказательства. Первое – это единогласие асхабов, воистину, они давали фетвы неграмотным людям и не обязывали их достигать степени иджтихада, это общеизвестно и передано большим количеством простых асхабов и ученых. Аль-Амади сказал  в книге «Аль-Ихкам»: что касается иджмы, то не переставали неграмотные люди во времена асхабов и табиинов до появления, отколовшихся, испрашивать фетвы у муджтахидов и следовать за ними в нормах шариата, а ученые из них спешили отвечать на вопросы, не упоминая доказательств, и не запрещали задавать вопросы. И сложилась иджма о допустимости следования неграмотного за абсолютным муджтахидом».

Продолжение следует

Рамадан Аль Бути. "Путь размечен. Отказ от мазхабов - опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому шариату", 2004.

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle