Почему опасно обижать верующего?
Честь любого человека ценна перед Всевышним Аллахом, поскольку это Он создал своего раба, даровав ему определённые права и достоинства.
Люди равны в своей сотворённости между собой, им недозволительно нарушать границы друг друга без права (на законных основаниях). А если кто-либо и заслуживает наказания, то запрещено злорадствовать, усердствовать в том, чтобы добавить ему мучений и позора сверх установленной ему меры.
Посланник Аллаха ﷺ предупреждал:
«Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверным, ибо между его мольбой и Аллахом нет преграды!» (Ахмад, Абу Я’ла).
Но всё же в жизни чаще встречается иное: люди ведутся на свои эмоции, зависть, гордыню и причиняют много неприятностей тем, кто вовсе не заслуживает их. Как правило, это переходит на уровень страсти, когда им нет дела до справедливости, главное, они получают огромное удовольствие, унижая чьё-либо достоинство.
Сплетни, клевета, умышленное распространение случайно попавшей в руки информации из личной жизни человека и тому подобные вещи являются мерзкими поступками, достойными осуждения и наказания. Ведь они вносят смуту в общество, вовлекают его членов в грех, на всю жизнь портят репутацию людей и их жизнь в общем.
Что же касается верующих, то затрагивание их чести особо опасно. Всевышний говорит:
«Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость (плохие слухи о них), уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете!» (Ан-Нур, 19).
Мусульмане, несмотря на имеющиеся у них пороки, – это люди, преисполненные верностью Аллаху, единобожию. Для Всевышнего же наличие веры в сердцах своих рабов всегда первична. Ведь даже если обладатели имана совершают ошибки и грехи, они за прощением и защитой стремятся к одному Создателю.
Тогда, получается, что кто-то может распространять слухи о грехах верующего, раскрыв то, что следовало бы сокрыть, тогда как в это время Аллах простил ему их, по причине покаяния. Потому мудрецы этой уммы говорили: «Никого не осуждай! Быть может, грех тебе его известен, а покаяние – нет!»
Это интересно: Для тех, кто говорит, что главное - верить в сердце
Кроме того, принятие веры обуславливается присягой, что уверовавший будет искренне стараться соблюдать предписания и границы Аллаха, а значит, хранить честь, блюсти справедливость, совершать одобряемое, избегать греховное.
Неужели после такого добровольного, но серьёзного акта, как склонения человека перед Господом миров, останется без внимания с Его стороны? Конечно же Он берёт их под Свою личную защиту и суд, потому следует бояться задеть того, кто находится под покровительством великого Аллаха:
«Неужели они (неверующие) нашли себе покровителей и помощников вместо Него?! Аллах – Покровитель верующих!» (Аш-Шура, 9).
Ещё одна опасность поджидает тех, кто дозволяет легкомысленность в отношении чести мусульман, которые могут оказаться среди категории приближённых к Всевышнему – авлияуллах.
Это люди, которые особо щепетильны к состоянию своих сердец и деяний, они помногу поминают Аллаха, тайно совершают благо, выстаивают молитвы по ночам, постятся, прощают и терпят ради Него.
Пророк передаёт слова Всевышнего в хадисе-кудси: «Тот, кто оскорбил Меня, оскорбив Моего любимца, тому Я объявил войну!» (Бухари).
Ибн Хаджар аль-Хайтами (р.а.) комментируя этот хадис, сказал: «Оскорбление таких рабов Аллаха несомненно является тяжким грехом, потому как Он не станет объявлять войну за обычный. И Аллах объявил войну за два вида тяжких грехов: за ростовщичество и вражду с Его любимцами» («Аз-Заваджир», т. 1, стр. 161).
Честь мусульманина могут задеть не только неверующие, но и единоверцы. К сожалению, люди не совершенны. Среди мусульман тоже часто встречаются такие, которые преступают заветную черту. Поэтому 19-й аят суры «Ан-Нур» звучит предупреждением и для них тоже. Ведь Посланник Всевышнего ﷺ ясно указал на то, какими должны быть отношения между верующими:
«Мусульманин является братом мусульманину: он не поступает в отношении него несправедливо, не оставляет его в беде. Кто заботится о нуждах своего брата, Аллах позаботится и о его нуждах. Кто избавит от печали брата по вере, того Аллах избавит от печали в тяжкий Судный День. Кто скроет изъяны мусульманина, Аллах скроет в День Суда и его изъяны. Аллах будет помогать своему рабу до тех пор, пока тот помогает своему брату!» (Муслим).
Автор: Айна Замаева