Почему иногда нам не хочется совершать намаз?
Проявление человеком нерадения и лени в тех ибадатах, которые он издавна совершал, – также один из недугов человеческого духа. Еще большей проблемой является то, что человек не замечает упущения в своем поклонении и не придает им значения. А когда он и вовсе не считает их за недостатки, то это становится ещё большим недугом.
Источник этих болезней кроется в неумении человека быть благодарным Всевышнему Аллаху, даровавшему ему силы и желание поклоняться и совершать благое. Из-за такой неблагодарности человек лишается божественной помощи, с духовных высот опускается всё ниже, становясь грешником и нечестивцем. Со временем такой человек перестает замечать свои недостатки, и собственные неблаговидные поступки начинают ему казаться прекрасными.
В точности так, как говорит Всевышний в следующих аятах:
«Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем?» (сура «Фатыр», аят 8).
«Тех, чьи усилия в этой жизни были тщетны, а ведь они думали, что поступают наилучшим образом» (сура «аль-Кахф», аят 104),
«Так Мы явственно представили (людям) каждой общины их деяния» (сура «аль-Ан'ам», аят 108)
«Каждая группа ликует от того, что досталось ей» (сура «аль-Муминун», аят 53)
«А тех, которые считают ложью Наши знамения, Мы шаг за шагом опустим так, что они даже не заметят» («аль-А'раф», аят 182).
Средства против этого недуга: искать прибежище у Всевышнего Аллаха, постоянно поминать Его, читать Его Книгу, размышляя над смыслами его аятов, быть почтительным к другим мусульманам и просить у приближенных к Аллаху людей о том, чтобы они помолились за его возвращение в прежнее свое состояние. Если он будет делать все это, то можно надеяться, что Аллах вернет его в прежнее состояние и придаст ему силы для искреннего поклонения.
Джунайд Багдади (да помилует его Аллах) говорил: «Обретенные знания указывают человеку его возможности. Кто знает границы своих возможностей, тому легче быть покорным рабом Всевышнего».
Абу Якуб ан-Нахраджури (да помилует его Аллах) относительно нерадения в поклонении сказал: «Кто утверждает, что любит Всевышнего Аллаха, но исполняет Его повелений, тот лжив в своих утверждениях. Кто, не страшась, говорит о своей любви, тот также пребывает во лжи».
Из книги «Болезни нафса и методы их лечения»