Почему мусульманам запрещено оскорблять чужие святыни
«И не ругайте тех [идолов], к которым они взывают помимо Аллаха, иначе они станут ругать Аллаха из вражды и по невежеству [потому что они не знают Аллаха]. Так Мы приукрасили для каждого из народов их дела. Затем [в вечной жизни] они будут возвращены к своему Господу, и Он сообщит им обо всем, что они делали» (Аль-Ан‘ам, 108).
Наш мир – словно сад, разукрашенный многообразием цветов, дает приют представителям самых разных религий, верований и культур. Эти различия никогда не исчезнут, и поэтому для мирного, спокойного проживания в общей среде, люди должны с уважением относиться друг к другу и спокойно воспринимать имеющиеся различия. Все отличия между нами нужно воспринимать не как повод для беспокойства и вражды, а как проявление культурного богатства и разнообразия в мире людей. И такая форма восприятия обязательна для каждого из нас. В Священном Коране сказано:
«И из Его знамений – сотворение небес и земли, и разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Поистине, в этом – знамения для знающих» (Ар-Рум, 22).
Здесь наше внимание обращается на то, что упомянутые культурные, социальные и этнические различия между людьми являются доказательствами величия Аллаха. Следующий аят также указывает на эти различия, как на требование закона сотворения:
«И каждой [общине] из вас Мы определили закон [шариат] и путь [ведущий к Аллаху]. И если бы Аллах захотел, то сделал бы вас единой общиной [которая на протяжении всех веков придерживалась бы одной религии], но Он [разделил вас, потому что] желает испытать вас тем, что дал вам [разными законами для каждой общины]…» (Аль-Маида, 48).
История ислама полна примеров, заслуживающих одобрения с точки зрения культуры совместного проживания. Невозможно отрицать, что эти факты появились на почве тех божественных посланий, в которых установлена свобода вероисповеданий и содержатся повеления уважать чужие святыни: «Аль-Кахф», «Аль-Бакара».
Ислам запрещает словом или действием затрагивать святыни других:
«И не ругайте тех [идолов], к которым они взывают помимо Аллаха, иначе они станут ругать Аллаха из вражды и по невежеству [потому что они не знают Аллаха]. Так Мы приукрасили для каждого из народов их дела. Затем [в вечной жизни] они будут возвращены к своему Господу, и Он сообщит им обо всем, что они делали» (Аль-Ан‘ам, 108).
Наш Пророк (с.а.с.) признавал права представителей различных религий, разрешал им свободно совершать поклонение и исповедовать свою религию. Он даже давал им разрешение проводить молебны в своей мечети. И это были прекрасные примеры культуры совместного существования разных религий.
Религии внесли неоценимый вклад в возникновение и развитие человеческой культуры, которую можно определить как сосредоточие всех достижений человечества в продолжение всей его истории. К примеру, разве можно отрицать роль религии в становлении культурного кода Малой Азии, которая стала колыбелью для многих цивилизаций? Несомненно, сохранить такую пеструю картину культурного многообразия на этой территории стало возможным лишь благодаря толерантности ислама и мусульман. Этот исторический пример единения исключает религию из перечня источников возникновения жестокости и террора, ссор и напряженности. Этот и другие подобные примеры показывают, что религию можно использовать как основу для достижения общего мира и согласия.
Свобода слова и убеждений не безгранична. В особенности эта свобода не может включать в себя оскорбление чужих святынь. В исламе запрещено не только высказываться оскорбительно в адрес Аллаха и Пророка, но даже оскорбление чужих идолов находится под запретом из опасения, что это может поклоняющихся им побудить к еще большему неверию в Аллаха.
Автор: Islam Today