• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему много споров и противоречий вокруг месяца Раджаб?

Время чтения: 6 мин
1672

Споры же – попытка шайтана отвлечь людей от них. Фото: tumblr.com.

Споры же – попытка шайтана отвлечь людей от них. Фото: tumblr.com.

К сожалению, среди мусульман есть люди, которые ведут борьбу с поклонениями в честь месяца Раджаб, говоря, что они не имеют стопроцентную обоснованность: явных аятов Корана на этот счёт, хадисов с безупречным иснадом.

Однако такая борьба очень похожа на историю с сожжением глупцом своей дорогой шубы ради мести маленькой блохе. Ведь, во-первых, священность этого месяца определена, и в любом случае нет никакого вреда в проявлении усердия в его честь. Аллах Азза ва Джалля говорит:

«Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом!» (Аль-Хадж, 30).

Значит, совершенно естественно, что искренний, наполненный трепетом верующий, всё равно проявит почтение к месяцу Раджаб, даже если не было бы ни одного хадиса с указанием на необходимость увеличивать в нём поклонение Всевышнему.

Поистине, Господь миров открывает врата своей милости, и именно рабу надлежит прибегать к ним и жадно хвататься за любые предоставляемые возможности.

Почему много споров и противоречий вокруг месяца Раджаб?

Споры же – попытка шайтана отвлечь людей от них. Они беспочвенны и не несут человеку ничего, кроме убытка. Следует увидеть основу (факт: Раджаб – священный месяц, а любые добровольные поклонения в нём – прекрасны!), и действовать согласно степени своего духовного голода.

Во-вторых, многие не могут понять, почему продолжают жить традиции отмечания конкретных дат Раджаба, например, ночь Рагаиб, определёнными видами поклонений, раз совершенно точно установлена их безосновательность: нет изречений Пророка ﷺ и указаний на то в аятах Аллаха?

Читайте также: Первое, что покинет умму Мухаммада ﷺ

Проблема понимания этого кроется в том, что в шариате, для установления законности тех или иных действий, принято основываться исключительно на Коране и хадисах. Такая система выработалась мусульманами после смерти Посланника Аллаха ﷺ, и она очень важна для защиты чистоты религиозных доктрин от искажений.

С той же целью ещё сподвижники собрали Коран в единую книгу:

Почему много споров и противоречий вокруг месяца Раджаб?

«Передается от Зейда бин Сабита (р.а.): «После битвы при Йамаме, Абу Бакр (р.а.) позвал меня к себе. Когда я пришел к нему, там уже находился Умар бин Хаттаб (р.а.). Абу Бакр сказал мне: «В день битвы при Йамаме многие из хафизов (знающих Коран наизусть) пали, поэтому я боюсь, что Коран может быть утерян, если оставшиеся хафизы падут в других битвах. Ты молодой и умный человек. Ты ничем не запятнал своего имени, и ты был писарем посланника Аллаха. Собери Коран в одну книгу» (Ахмад бин Ханбал, Муснад).

Затем Зейд бин Сабит (р.а.) сказал: «Если бы на меня взвалили целую гору, то это было бы легче для меня, чем собрать Коран. Я сказал Абу Бакру и Умару: «Как вы можете делать то, чего не делал посланник Аллаха?». В ответ Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, это благое дело!». После чего Аллах открыл моё сердце так же, как Он открыл сердца Абу Бакра и Умара. Я почувствовал легкость и принял их предложение: собрал все пальмовые листья, плоские камни, глинные дощечки, куски кожи, на которых были записаны аяты Корана, а также изучил все аяты, которые знали наизусть хафизы» (Бухари).

Позже единая религиозная система, которой обучал сподвижников сам Пророк, разделилась на такие науки как фикх, акыда, хадисоведение и прочее. Ведь если Божий Посланник по воле Аллаха мог вместить в себя все знания религии Ислам разом, то простым людям это не под силу. Потому одни взялись за изучение и сохранение его правовой части, назвав «фикхом», другие за основы вероубеждения – «акыду» и так далее. Благодаря этому ислам смог преодолеть 14-вековой путь без искажений своих основ.

Но есть в таком положении и один минус: к сожалению, из-за сухого «научного» мышления о религии, многие верующие забывают о духовной составляющей. Сконцентрировавшись на буквах и правилах, они теряют связь с их сутью, смыслом – то, для чего вообще всё было ниспослано. Оттого у многих последователей ислама можно увидеть преобладание внешней практики, но слабость их духовного состояния.

Почему во время совершения намаза нельзя закрывать глаза?
Фахруддин ар-Рази в своём тафсире говорит: «Намаз – это мирадж верующего». То есть, во время совершения молитвы и особенно земного поклона (саджда), человек духовно находится максимально близко к Аллаху.
20.12.2021
5085

Кроме того, такое положение способствует «узколобости», когда человек перестаёт мыслить и видеть шире. Размышления о Раджабе тому пример: некоторые мусульмане, не найдя аятов и хадисов в качестве основы для его достойного возвеличивания, решили вовсе закрыть для себя эту тему. И тут демонстрируется их узкое мышление.

Ведь помимо аятов и хадисов существуют предания уважаемых и великих людей, которые были свидетелями не только жизни пророка, но и событий времён его предков. Они видели чудеса, произошедшие в определённые месяцы и дни, связанные с Посланником Аллаха ﷺ, его родителями, предками, которые были также упомянуты в Писаниях, и рассказывали об их значимости.

Почему много споров и противоречий вокруг месяца Раджаб?

На основе подобных рассказов учёные писали книги под названием «Истории пророков», «Жизнеописание Посланника Аллаха ﷺ». Это давало более полную картину многим вещам, которые, без них, отдаляющемуся поколению сложно было бы понять.

Информация о ценности месяца Раджаб и его отдельных дней, была пополнена как раз такими преданиями. Они не могут быть игнорированы, поскольку являются неотъемлемой частью истории религии Ислам – предопределением Всевышнего Аллаха. Доказательством их является то, что поколения один за другим (мутаватир) хранили и передавали эти предания, а учёные и уважаемые люди среди них подтверждали их духовную подлинность.

Поэтому, прежде чем отвергать какую-либо религиозную традицию, необходимо различать роль хадисов, аятов и преданий в религии, понимать их место в ней. И главное – не разъединять единое, отделяя одно от другого (историю от хадисов, аяты от истории), разрушая, тем самым, единую духовную цепь. Учёные хорошо понимали и различали эти вещи, потому, несмотря на отсутствие указаний в Коране и хадисах на то или иное поклонение, поддерживали и практиковали общеизвестные духовные традиции.

Нужна ли в исламе щепетильность?
Они часто выделяются тем, что делают замечание по всякому малейшему поводу... С ними довольно сложно общаться, потому как это превращается в сплошной урок поучений и критики. Есть ли такие люди среди мусульман?
16.11.2021
1902

Фото: shutterstock.com

Автор: Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle