Почему Ибрахим (а.с.) советовался со своим сыном перед тем, как принести его в жертву?
Вопрос: В чем заключается сокровенный смысл того, что пророк Ибрахим (а.с.) посоветовался со своим сыном перед тем, как принести его в жертву?
Ответ: В свое время пророк Ибрахим (а.с.) попросил Всевышнего подарить ему праведного сына. Аллах захотел показать, насколько праведен Исмаил. Ведь и Расулюллах (с.г.в.) просил дать ему праведную умму. В Судный день по воле Аллаха вся умма ненадолго зайдет в Ад, после чего благополучно спасется от этой опасности. Таким образом, всем находящимся на площади Махшар станет известно, что они были праведными.
Исмаил (а.с.) в десятилетнем возрасте вручил свою душу воле Аллаха и Его предопределению. А между тем, дети в таком возрасте не проявляют терпения, при любой опасности они склонны к рыданиям, кричат и взывают о помощи. Исмаил (а.с.) же наоборот, очень обрадовался и заявил, что у него нет другого желания, кроме как отдать свою душу согласно воле Аллаха. Всевышний сказал ему:
«Ты одолел присущие твоей природе страх и отсутствие терпения. Мы тоже изменили природу ножа и сделали его непригодным резать». Точно так же, человеческая природа заставляет нас при опасности кричать и звать на помощь. Если при наступлении беды мы проявим терпение, не станем поднимать крик, то это будет означать, что мы изменили свою природу. Всевышний также изменит природу адского огня и не станет нас жечь.
Наш Пророк (с.г.в.) покинул свою родину из-за издевательств и постоянных мучений со стороны мушриков. Таким образом он показал, что в его сердце нет других чувств, кроме любви к Всевышнему. Когда пророк Ибрахим (а.с.) занес нож над головой своего сына, у него затряслись руки и ноги от любви к сыну и безумной жалости к нему. И он сердцем почувствовал зов:
«Ты отказываешься из-за любви к сыну?» И тогда он полностью освободил свое сердце от любви к своему ребенку. В его сердце не осталось никакой любви, кроме любви к Аллаху. Это и было целью Всевышнего, а вовсе не заставить его зарезать собственного сына. Аллах обратился с такими словами:
«О, Ибрахим! Я мог бы освободить тебя от это беды, бросив тебя в огонь. Однако кяфиры думали, что если ты взойдешь на костер, то сгоришь в огне. Я бросил тебя в огонь, чтобы все миры увидели, как по Моей воле огонь не сжигает тебя. И пусть все знают, что в Судный день огонь не станет жечь му'минов, которым суждено ненадолго зайти в Ад».
Когда Аллах сотворил огонь, тот сказал, что нет ничего, способного сжечь или растопить так же, как он. Всевышний испытал огонь посредством пророка Ибрахима (а.с.) и затем спросил:
«Эй, огонь, ты же говорил, что ничто не сжигает как ты. Почему же не смог сжечь Моего друга?» Когда был сотворен нож, он тоже сказал: «Ничто не режет лучше, чем я». Всевышний и его испытал посредством пророка Исмаила (а.с.) и затем спросил:
«Эй, нож, ты же утверждал, что ничто не режет лучше тебя. Почему не режешь Исмаила?» Аллах сотворил воду. Вода тоже стала притязать на то, что она способна утопить лучше всех. Всевышний испытал и ее пророком Мусой (а.с.) и показал, что они всего лишь средства, и самостоятельно ни на что не способны. А на самом деле есть тот, кто сжигает, режет и топит. И это - Он.
Из книги "История Пророков"