• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему Иблис стал проклятым?

Время чтения: 4 мин
7082

Иблис, возгордившись, не подчинился приказу Господа, не склонился перед Адамом, вздрогнув, как одичавший, он отдалился от ангелов.

Он не подчинился приказу Аллаха и тут же стал неверным (кяфир). Поскользнувшись, он упал, голова ударилась о камень.

«Все ангелы без исключения пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих» (Сад 38/73, 74).

Всевышний спросил у него:

«Почему ты не пал ниц»? Послушай же, что сказал тот обманщик. Он сказал «Я лучше его, Я сотворен из пламени, а он из глины. Пламя лучше глины». «Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (Сад 38/76).

Всевышний Аллах сказал:

«Ты выказал гордость у Моих дверей, вел злобные речи, уходи же, Я проклял тебя».

Иблис, отказавшись поклониться Адаму, показал, что ничего не знает – ни явного (захир), ни проявления (мазхар), ни начертанного (накш), ни начертавшего (наккаш).

8 имен родственников шайтана
В богословской литературе, в частности книге «Тафсир тасхилюль баян», говорится о так называемом «племени Иблиса» или «детях Иблисовых».
10.11.2021
2347

Под проявлением (мазхар) и начертанным (накш) имеется в виду Адам, под начертавшим (наккаш) – Аллах. Душа (рух), проявившаяся в Адаме, была относительной (изафи), она была светом господним (нур ар-раббани).

Целью [земного поклона] было, внешнее (захир) утверждение Адама в качестве «киблы», внутренне (батын) обратиться к свету господнему (нур ар-раббани).

Собственно говоря, обращение к Каабе не означает, что совершается земной поклон именно ей. В действительности земной поклон совершается Аллаху Всевышнему.

Аллах сотворил скрытое (гайб) и явное (айан), душу и разум, знай же это. Если ты познал Аллаха, то пожертвуй свою душу на его пути.

Под скрытым (гайб) здесь имеется в виду мир духов (алям аль-арвах), а под явным (айан) – явное внешнее (айан аль-хариджи), т.е. мир физических тел (алям аль-аджсам).

Разум – светозарное сокровище, его место – разум человека. Душа же – это рух человека. Смысл первой строки в следующем:

Всевышний Аллах мир духов и мир тел из тьмы небытия вывел в область света, чтобы разум и душа, размышляя над атрибутами Аллаха, в каждой стадии (мартаба) были почтены просвещением (марифат).

Иблис, не зная истину, стал отрицающим, поэтому был проклят, он потерпел поражение, его имя прославилось гордыней. Он не раскаялся и не пролил слезы.

Он потерпел поражение среди ангелов, не совершив земной поклон. Его имя стало известным всем, в бесконечности он обрел только грех, потому что наш Пророк ﷺ сказал:

«Кто положит начало благой традиции, и потом люди станут действовать в соответствии с ней, то тот человек получит награду за это – получит столько, сколько получают все совершающие эту традицию. И награда совершающих не уменьшится. Кто же положит начало дурной традиции, и потом люди станут действовать в соответствии с ней, то тот человек получит грех – столько, сколько получают все совершающие эту традицию, и грех совершающих нисколько не уменьшится» (Ибн Маджа, Мукаддима, 14).

Если бы Иблис покаялся перед Аллахом, заплакал, его грех был бы прощен.

«Потому что Аллах прощающий, милосердный» (Тауба 9/99).

Разве может счастье стать возлюбленным другом такого, потому что для этого нужна воля (ирада), для этого нужна добрая воля (ихтийар) и не надо быть легкомысленным, а надо быть серьезным.

Параллельные миры: когда джинны становятся опасными для человека?
Когда слабеет иман, людей охватывает тьма невежества. Человека, оставившего Аллаха, Он оставляет с тем, ради кого он Его оставил.
03.09.2021
7971

Внутри его (Иблиса) не было священной сути (джаухар). Как он мог познать Истинного? Как его глаза могли увидеть Истинного? Мог ли он смотреть на Солнце?

Если ты скажешь, что Иблис не послушался приказа Господа, но знал Аллаха, то как знающий своего Господа может стать обратившимся (каллаш) и неверным (кафир)? Т.е. совершив великий грех, никто не становится неверным.

[Автор] хочет сказать, что Иблис, отказавшись поклоняться Адаму, не должен был стать неверным.

Слушай же ответ на свой вопрос: причина неверия Иблиса в том, что, зная о превосходстве Адама над собой по учености, он стал его унижать и порицать, в том, что отверг истину и предал Адама.

Т.е. Иблис не стал бы неверным, всего лишь проявив непокорность Аллаху, он стал бы только грешником.

Из книги М. Йазыджиоглу «Мухаммадия»

Социальные комментарии Cackle