Первые слова, произнесенные Адамом
Алимы говорили:
Когда Аллах Всевышний пожелал вдохнуть дух в тело Адама, то Он приказал духу пройти через все виды света и после этого войти в тело Адама. Когда дух увидел тьму внутри тела Адама, то отказался входить туда, сказав: «Это место тьмы, как я могу войти туда?». Аллах Всевышний сказал: «Ты войдешь в него по принуждению и по принуждению выйдешь из него».
Дух вошел в тело. Сначала он двести лет находился в области гортани, затем вошел в глаза. Затем дух вошел в носоглотку, и Адам чихнул. Чихнув, он сказал «Альхамдулиллях». Это были первые слова, произнесенные Адамом. Аллах Всевышний сказал: «О, Адам! Твой Господь смилостивится над тобой. Ведь ты был создан для милости».
После этого из восхваления, произнесенного Адамом, был создан «Ливауль-хамд» (Знамя хвалы). На Адама была надета одежда из света. И изо дня в день красота Адама увеличивалась.
В соответствии с одним из риваятов, Аллах отправил Джибриля вместе с разумом, верой и стыдливостью, к Адаму. Придя к Адаму, Джибриль сказал: «Возьми из этих трех что-то одно». Адам выбрал разум. Тогда вера сказала, обращаясь к стыдливости: «Аллах приказал мне быть там, где находится разум». А стыдливость ответила: «А мне Аллах приказал быть там, где находятся разум и вера». Таким образом, все три этих качества были собраны в Адаме. После того, как сотворение Адама было завершено, Аллах извлек из его рта свет, подобный солнечному свету. Это был нур (свет) пророка Мухаммада(мир ему). Аллах поместил этот нур между двумя бровями Адама.
Затем Аллах приказал ангелам собраться вокруг Адама. И сообщил им, что Адам прочтет им проповедь. Ангелы собрались вокруг Адама, образовав двадцать тысяч рядов. Аллах наделил Адама прекрасным голосом. Адам, одетый в одежду из зеленого шелка, поднялся на минбар. Этот минбар имел семь ножек. Волосы Адама были разделены пробором на две части и украшены драгоценными камнями. На нем была корона из золота. Эта корона сияла ярче, чем солнце. Адам поднялся на минбар и прочел хутбу. Аллах Всевышний обучил Адама названию всех вещей, о чем в Коране говорится следующее:
«Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду»» (аль-Бакара 2/31).
Адам спросил: «О, мой Господь! Создал ли Ты какое-либо творение, превосходящее меня?».
Аллах Всевышний ответил: «О, Адам! Я не создал никого, кто превосходил бы тебя».
После этого, Адам поприветствовал ангелов. Они ответили на его приветствие и выказали ему уважение.
Затем Аллах приказал ангелам совершить саджда перед Адамом. Все ангелы совершили саджда, и только один Иблис не совершил саджда.
Ибн Аббас говорил: «Одна группа ангелов отказалась совершить саджда Адаму. И тогда Аллах Всевышний уничтожил их, наслав на них огонь».
Из книги "Анваруль-ашикын"