Ожерелье терпения - лучшее украшение к одежде богобоязненности
Айуб (а.с.) – один из упомянутых в Коране пророков, о котором сообщается, что Аллах даровал ему знание и мудрость. В приведенном аяте кратко повествуется о горе, постигшем Айуба (а.с.), обо всех долгих и горьких событиях, которые ему пришлось пережить, а также о проявленном им терпении и о предоставленной ему в итоге награде.
Вначале достопочтенный Айуб был богат и счастлив. Однако затем ему пришлось пережить страшные испытания и трудности. Он потерял все, что имел, потерял своих детей. Вдобавок его самого охватил тяжелый недуг. Но перед лицом всех бед и невзгод он проявил терпение и стойкость, и поэтому был вознагражден Аллахом. Вот как говорится о божественной помощи пророку Айубу в суре «Сад»:
«Помяни Нашего раба Айуба. Он воззвал к своему Господу: “Сатана причинил мне вред и мучения!” Ему было сказано: “Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питье”. Мы даровали ему его семью и еще столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом. “Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы”. Воистину, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху» (Сад, 38:41-44).
Как повествуется в этих аятах, когда досточтимый Айуб тяжело заболел, он обратился к милости своего Господа и попросил у Него исцеления. Всевышний Аллах принял его ду’а и велел ему топнуть ногой об землю, что оттуда пробьется прохладная и целебная вода и что он выздоровеет, если умоется этой водой. Так Аллах вернул ему потерянное здоровье, а затем и все потерянное им имущество. Айуб (а.с.) известен как пророк, проявивший примерную стойкость и терпеливость, от которого люди не услышали ни одной жалобы, несмотря на все беды и несчастья, неожиданно упавшие на его голову. Как мы знаем, терпение (сабр) – это положительное качество, о котором часто упоминается в Коране. Терпеливость – это способность сопротивляться бедам и трудностям, умение не пасовать перед жизненными невзгодами и не терять надежды на лучшую жизнь. Верующий человек терпеливо преодолевает все трудности. Вместо того, чтобы задаваться вопросами: «Откуда это упало на мою голову? Почему это случилось?» и проявлять отчаяние и непокорность, он спокойно продолжает верить в Аллаха и терпеливо надеется на Его помощь и поддержку.
В каждом прожитом нами событии, в каждом несчастье, безусловно, есть своя высшая мудрость. Нет ничего случайного, ничто не происходит без определенной причины. Когда мы оказываемся в таком положении, которое огорчает, беспокоит нас, нельзя тотчас же терять хладнокровие, становиться тревожным и запуганным. Вместо этого нужно подумать о том, что в этом событии может заключаться что-то такое, что принесет нам добро, о котором мы не знаем. Нам нужно уметь в любых ситуациях сохранять терпение и стойкость. Какое-нибудь событие, вначале приведшее нас в ярость и негодование, со временем может обернуться чем-то таким, за что мы будем благодарны.
На эту истину обращает наше внимание следующий аят: «…Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Бакара, 2:216).
Мы должны знать, что в кажущихся горестными проявлениях нашего Господа может скрываться милость, а в тех Его проявлениях, которые кажутся нам злом, может быть сокрыт тайный свет. Пророк Айуб, являющийся примером терпеливости, а за ним и все пророки прошли в своей жизни через страшные испытания. Но при этом они проявляли терпение и стойкость и в итоге заслужили счастье и в этом мире и в ахирате. Выход пророка Йунуса из живота рыбы на сушу, спасение пророка Ибрахима от огня, а пророка Исмаила от принесения в жертву, переход пророка Мусы через моря и пустыни, испытания пророка Йусуфа, которые начались в колодце, затем продолжились в рабстве и в тюрьме, но завершились обретением власти. И наконец, сопротивление мушриков нашему любимому Пророку, его переселение, бесконечная череда сражений, но вслед за этими событиями его успехи, достигшие своего пика завоеванием Мекки. Все это – нанизанные друг на друга великолепные примеры терпения и стойкости.
Если мы хотим быть любимыми рабами нашего Господа, достигшими Его довольства, кроме обретения имана и совершения праведных деяний, нужно обладать еще и моральной зрелостью. Мы обязательно должны украсить одежду богобоязненности ожерельем терпения. Жизнь для каждого из нас является испытанием, который проходит по-разному. Выдержать это испытание могут лишь те, кто обладают иманом и терпеливостью. Наш великий Господь сообщил: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых…» (Бакара, 2:155). Самое радостное сообщение терпеливым рабам Господа содержится в следующих аятах Корана: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (Бакара, 2:153); «…Аллах любит терпеливых» (Али Имран, 3:146); «…Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Зумар, 39:10).
Для верующего человека самое большое счастье заключается в ощущении постоянного нахождения рядом с ним его Господа, любви Аллаха по отношению к нему и в доставленном ему радостном сообщении о бесчисленных воздаяниях. Может ли быть такое препятствие или такая трудность, которые нельзя преодолеть с такой верой? Терпение – это стойкость, проявленная в первое мгновение, когда нагрянула нежданная беда. Недаром наш Пророк предупреждал при виде матери, громко рыдающей у могилы своего ребенка: «Терпение – это проявление выдержки в первое мгновение столкновения с горем» (Бухари, “Книга похорон”, 32).
В этих аятах говорится не только о терпеливости и преданности Айуба (а.с.), но также обращается внимание на его молитву, на его обращение к своему Господу. Во время своей болезни этот великий Посланник взывает к Господу с молитвой, используя часто повторяющееся выражение: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных». (Анбия, 21:83). Понятно, что ду’а и поминание Аллаха (зикр) являются для нас самым важным источником моральной и духовной силы при столкновении с трудностями и бедами. Когда мы переживаем смерть близких, болезни, голод и другие подобные испытания, мы можем сохранить надежду на исцеление и на избавление от них, поминая Аллаха и взывая к Нему с молитвой от чистого сердца.
Подводя итог, мы можем сказать, что в народе имя пророка Айуба воспринимается как синоним терпения. В пережитых им событиях Коран дает конкретный пример для тех, кто переживает подобные события или может столкнуться с ними. Этот пример говорит им, что с помощью терпения и молитвы можно снова обрести здоровье и благополучие.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.