Отношение к животным с точки зрения ислама
К птицам и животным следует проявлять милосердие, нужно их защищать. Человека, который поступает таким образом, любит и защищает Аллах.
Нельзя бить животных по морде [Ибн Аби Шейба, 19927], ибо это ценная часть тела, созданная Аллахом. Ни одно животное нельзя мучить и истязать. Нельзя просто так отнимать жизнь даже у воробья.
В киямате у человека спросят: «Почему ты его не зарезал как положено?» [Ахмад «Муснад», 655; Беззар, 2463; Бейхаки, Шуаб, 10564]. Ни одно живое существо нельзя мучить огнем. Только Аллах может наказывать огнем [Бухари, № 2954].
Запрещено отрезать часть тела животного и стараться сделать его на похожим что-то [Муслим, 2116]. Нельзя ставить клеймо на морде.
Необходимо стараться принаряжать животное, содержать его в чистоте, очищать от пыли и грязи. Животных надо кормить вовремя, даже если придется давать им есть и пить по семьдесят раз в день.
Нельзя превращать животных в мишень для обучения стрельбе из лука [Муслим, № 58]. Надо остерегаться обидеть даже муравья.
В «Шарх-и Никая» сказано, что муравья можно убить, только если он тебя укусил. Если же он не создает неприятностей, тогда не нужно его трогать.
Это интересно! Читайте также: Что происходит с душами животных после смерти, с точки зрения Ислама?
Некоторые ученые говорили, что муравьев можно убивать независимо от того, укусили они или не укусили, что в этом нет ничего плохого. Но самой приемлемой является первая точка зрения. Ученые также сообщали, что бросать муравья в воду является макрухом.
Вшей же убивать можно, однако бросать в огонь вшей и скорпионов нежелательно. Можно также скидывать вшей на землю, но такой поступок противоречит правилам приличия [Аль-Вакиат].
Нельзя убивать пчел и птицу удода [Абу Давуд, № 5269; Насаи, Кубра, 4848], к ним положено относиться с почтением. Про удода говорится в кораническом повествовании о пророке Сулеймане (а.с.), где сказано, что эта птица войдет в Рай вместе с муминами.
Мукатил (р.а.) говорил следующее: «Десять животных войдут в Рай: верблюд пророка Салиха (а.с.), теленок пророка Ибрахима (а.с.), баран пророка Исмаила (а.с.), корова пророка Мусы (а.с.), рыба пророка Йунуса (а.с.), осёл Узейра (а.с.), муравей Сулеймана (а.с.), удод царицы Балкис, собака обитателей пещеры (асхабуль-кахф) и верблюд пророка Мухаммада (с.а.с.). Все эти животные войдут в Рай в облике барана» [Мишкатуʼль Анвар].
Не нужно убивать черепах и живущих в земле насекомых. Нельзя по ночам разорять птичьи гнезда, поскольку ночью птицы спокойно спят.
Запрещено убивать животных когтями и зубами, так как наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Кроме отрезанных когтями или зубами, ибо только эфиопы используют их вместо ножа» [Бухари, Ширкет, 3, Джихад, 191, Зебаих, 15; Муслим, Эдахи, 21; Тирмизи, Ахкам, 5; Абу Давуд, Эдахи, 15].
Мы считаем, что здесь речь идет о неоторванных с места когтях и зубах, так как в древности так поступали эфиопы [Садру аш-Шариа].
Отделенными же с места когтями и зубами животных можно резать, хотя некоторые ученые считают это макрухом. Согласно имаму Шафии (р.а.), животные, зарезанные таким образом, считаются нечистыми (мурдар).
Нельзя заставлять животных биться друг с другом и устраивать из этого зрелище. Скорпионов и змей следует убивать везде, где увидишь, даже во время намаза.
Актуально! Читайте также: Состязания животных: может ли выигрыш от них быть халяльным?
В народе существует поверье, что нельзя убивать змею, так как у нее есть пара, которая потом явится отомстить за нее. Однако это простое суеверие, распространяемое трусливыми людьми.
В хадисе Пророка сказано: «Кто не станет их убивать, боясь их мести, тот не из нас» [Таберани «Муджамуʼль-Кабир», 2/335]. Иначе говоря, он не следует нашей сунне. Поверье о том, что они могут отомстить, не имеет под собой никаких оснований. Это лишь пустые слова и суеверия [Шарх-и Месабих].
Ещё в одном хадисе говорится: «Убивайте змеев. Не убивайте только белую змею, напоминающую серебряный прутик» [Абу Давуд, Китабуль Адаб, хадис № 5261]. По поводу этой змеи сделано исключении из-за ее неядовитости.
Ибн Аббас (р.а.) говорил: «Как сыны Исраиля принимают обезьяний облик, так и джинны принимают облик змеи» [Аль-Мазхар].
Согласно ученым, те люди, которых Всевышний превратил в обезьян, умерли, и от них не осталось потомков. Это было для них наказанием. Они не прожили на земле более трех дней.
Существующие сегодня в мире обезьяны, свиньи, собаки, мыши, акулы и другие животные являются потомками тех животных, которые жили на земле ещё до этого события [Бустан].
Человек может убить, даже находясь в ихраме, следующих животных: мышь, скорпиона, бешеную собаку, коршуна и грачей [Бухари, № 1829; Муслим, № 1198].
Ни одно животное нельзя раздавливать ногами. В день Суда человек будет отвечать за подобные действия [Бухари, № 3359; Муслим, № 2238; Бейхаки «Сунан», 10057].
Читайте также: Комар носа не подточит: для чего животные упомянуты в Коране?
Автор: Islam Today