Отчаяние – от шайтана
Очень часто, когда речь заходит о жизни и её тяготах, из уст наших соплеменников приходится слышать слова, которые верующий в Аллаха человек должен стараться не произносить ни при каких обстоятельствах.
Ведь слова наши характеризуют то, что творится у нас в душе, и когда духовно сломившийся человек говорит об этом во всеуслышание, он декларирует о своем поражении и объявляет о своей капитуляции самому шайтану. Почему? Об этом и пойдет речь в этой статье.
Как нам известно, шайтан, чтобы оправдать своё ослушание, поклялся Аллаху, что человек, которого тот сотворил из глины, заставив ангелов и его самого преклониться перед Адамом, – окажется не таким перспективным творением, какое в нем хотел видеть Господь, и что он сделает всё, чтобы это доказать. Он сказал:
«Он [шайтан] сказал: «За то, что ты проучил меня, я засяду перед ними на Твоем прямом пути. Я приду к ним спереди и сзади, справа и слева, и ты не найдешь большинство из них благодарными…» (Аль-А‘раф, 11-12).
Итак, мы видим, что основным способом совращения человека с прямого пути является внушение человеку неблагодарности и недовольства своим положением.
Поэтому так же, как и шайтан забыл, что препирается с самим Господом миров, так и человек никогда не должен забывать о том, что всё в этой жизни изначально досталось ему просто так, принадлежит не ему, а, следовательно, и живет по установленным не им законам. Не разумеющий этого человек никогда не будет доволен своей судьбой, он всегда будет мучиться и сожалеть об утраченном.
Посланник Аллаха ﷺ учил, что наиболее верно оценить своё собственное положение человек может, лишь по достоинству оценив то, что уже имеет. Он говорил: «Смотрите на [положение] тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас, это поможет вам не считать ни одно из благ Аллаха незначительным» (Аль-Бухари, Муслим, Ахмад ибн Ханбаль).
Поэтому, чтобы не впадать в отчаяние и, как следствие, – в депрессию, необходимо больше находиться среди людей, ведь только находясь среди людей можно узнать о тех, чье положение не лучше нашего и, наоборот, – брать пример с тех, кто смог справиться с проблемами лучше нас. Только находясь среди людей можно наблюдать за теми, кто духовно сильнее нас, и советоваться с теми, кто более опытен.
Посланник Аллаха ﷺ учил верующих мусульман не отдаляться от общества, всячески побуждая их принимать участие в общественных мероприятиях, в частности таких, как коллективная молитва. Объясняется это тем, что наиболее уязвимым для нападок шайтана человек становится, когда остается один на один со своими думами, страхами и тайными желаниями.
Об этом в хадисе, который приводит в своем сборнике Абу Дауд, говорится: «Будь с коллективом, ведь волк съедает лишь отбившуюся от стада овцу».
Что же делать, если человек всё же подвергся тяжелым испытаниям?
Ведь мы живем в таком мире, где внезапно свалившиеся проблемы могут лишить человека имущества, свободы и даже здоровья. Здесь опять-таки всё зависит от того, как человек смотрит на жизнь.
Верующий человек живет с пониманием того, что всё, чем он владеет в этой жизни, досталось ему в наследство от его родителей, и дано на временное пользование Всевышним; такой человек живет с пониманием того, что всё в этой жизни происходит от чего-то и для чего-то.
Придя в этот мир, каждый человек становится звеном в цепи множества формирующих его жизнь процессов, находясь от многих из них в прямой или косвенной зависимости.
Аллах же, как об этом говорится в аятах Корана, создал жизнь на Земле и поселил на ней человека для их комфортного и гармоничного сосуществования. Более того, по замыслу Аллаха всё на этой земле создано для человека и его благополучия.
Однако нередко бывает так, что человек, по незнанию своему или в силу каких-то не зависящих от него обстоятельств, нарушает эту гармонию, либо оказывается не в том месте, где ему следовало бы быть, и тогда гармония и комфорт нарушаются, и, как следствие, человек страдает.
Об этом в Коране говорится следующее:
«Где бы вы ни находились, смерть застигнет вас, даже если вы будете в укрепленной башне. И вот, когда с ними случается что-то хорошее, они говорят: «Это от Аллаха!», – когда же с ними случается что-то плохое, они говорят: «Это из-за тебя!». Скажи: «Всё [что происходит со мной и с вами] от Аллаха!». Так что же с этими людьми, всё никак не поймут сказанного?! Если постигло тебя нечто хорошее – [знай, что] это от Аллаха, если же постигает тебя [какое-то] зло – то [это] от тебя самого. И мы послали тебя к людям посланником, и достаточно Аллаха [в этом деле] свидетелем» (Ан-Ниса, 78-79).
Итак, Аллах не желает людям зла, а всё созданное им в этой жизни, – создано для благоденствия и счастливого сосуществования.
Что касается несчастий и злоключений, которые случаются в этой жизни с каждым человеком без исключения, – то они – лишь результат деятельности или бездействия самого человека, где в череде событий и процессов человеку может отводиться как активная, так и пассивная роль.
По большому счету это так, ведь даже если смотреть на жизнь глазами атеиста, то становится очевидно, что всё происходящее на Земле создано и функционирует для жизни, ради поддержания жизни и ради её продолжения. Поэтому истинно верующий человек никогда не станет корить судьбу, какой бы горькой и тяжелой она не была, ведь всё в этой жизни, и особенно он сам, выполняет в ней определенную функцию; и, проявляя недовольство судьбой, верующий лишь умаляет ту духовную степень, коей Всевышний Аллах почтил его.
Как говорил об этом Посланник Аллаха ﷺ: «Несомненно, величина награды [верующего человека] соответствует величине испытаний и невзгод [которым человек подвергается], и если Аллах любит людей, – Он посылает им испытания. И тот, кто благодарно их принимает [испытания], – тот сыщет довольство Аллаха, а тот, кто станет корить судьбу, – тот сыщет гнев его» (Тирмизи, Ибн Маджа).
«Самым тяжелым испытаниям подвергались пророки и им подобные, ведь каждый человек испытывается соответственно крепости его веры. И чем крепче вера человека – тем сильнее испытания, которым он подвергается. И чем слабее его вера – тем мягче его испытания. И не прекратятся испытания раба, пока он не станет ходить по земле абсолютно безгрешным [очищенным от грехов и мирских тягот]».
Стало быть, в жизни верующего человека не может быть места отчаянию, ведь он верит в Аллаха – источник жизни и света, к которому он будет постоянно стремиться на протяжении всей своей жизни.
Верующий человек не будет бояться смерти, голода или материальных лишений, единственное, о чем он будет беспокоиться, – это о том, как привести свою жизнь в соответствие с волей Всевышнего Аллаха, и умереть с верой в сердце, а, по возможности, – и на устах. Как об этом говорится в Коране:
«Мы непременно испытаем вас чем-то из страха и голода; лишим некоторого имущества, жизней и урожая, однако обрадуй терпеливых! Тех, кто в невзгодах говорят: «Мы, несомненно, принадлежим Аллаху, и мы, несомненно, к нему возвратимся!» (Аль-Бакара, 155).
Что касается тех, кто не видит участия Аллаха в своей жизни и не руководствуется его знамениями, жизнь таких людей всегда будет полна отчаяния и отчаянных поступков. И о таких в Коране говорится:
«А те, кто не верит в знамения Аллаха и во встречу с ним, – таким – мучительное наказание» (Аль-Анкабут, 23).
Альберт Кадыров
Все фото: shutterstock.com