"Он нашёл, к чему придраться, и у Бухари, и у Муслима, и у других учёных»
Многим известно, что Мухаммад Насруддин Албани начал изучать науки, уединившись в библиотеке Захирия, где проводил всё своё время за чтением книг. Затем он назвал себя учёным, решил, что уже достиг уровня муфтия, и начал выносить суждения о слабости хадисов, противоречащих его убеждениям и страстям.
Он нападал на признанных учёных, потому что те говорили, что в наши дни никто не обладает степенью хифз (степень, которая свидетельствует о том, что мухаддис знает очень много хадисов наизусть), то есть не может определять, является хадис достоверным или слабым. Иногда он изменял слова учёных, иногда прибегал к другим ухищрениям, например, изменял статус хадисов, называя их слабыми, даже когда речь шла о хадисах из сборников Бухари и Муслима.
Таким образом, у него нет иснада, и его знания либо почерпнуты из книг, прочитанных без учителя, либо получены путём поверхностного изучения некоторых разделов науки.
Он также претендует на то, чтобы считаться преемником (халифой) шейха Бадруддина аль-Хасани. Однако тот никогда не выпускал из рук чёток, даже во время уроков, в то время как сам Албани позже назвал использование чёток порицаемым нововведением. И после всего этого он считает, что достиг степени хифза и тасхиха (степень, позволяющая мухаддису определять достоверность и слабость хадиса).
Последователи Албани называют его главным мухаддисом уммы, тогда как такому человеку вообще не стоило высказываться, когда разговор заходил о хадисах Пророка (ﷺ).
Учёные Дамаска – его современники – засвидетельствовали, что он даже не знал наизусть основные тексты хадисов с цепочками передатчиков и просто изучал конкретные хадисы в книгах по джарху-ватаадилю. По своему невежеству он не придавал значения тому факту, что у каждого хадиса есть различные иснады и что лишь учёный-хафиз в «ильмуль-хадис» – хадисоведении может судить о достоверности или слабости хадиса.
Нельзя получать религиозные знания только из книг, пренебрегая живыми учителями, достойными доверия. Ведь в книгах можно встретить подлог, ложные представления о религии, или же человек может просто что-то неверно понять, так что его понимание будет противоречить пониманию саляфов и халяфов.
К тому же, есть опасность впасть в ташбих, то есть уподобление Аллаха творениям. Самостоятельное изучение книг противоречит убеждениям саляфов (мусульмане трех веков) и халяфов (мусульмане после первых трех веков).
Нам должно быть достаточно слов Пророка (ﷺ): «Тому, кому Аллах хочет блага, Он даёт понимание религии».
Имам Бухари в «Книге знаний», в главе «Тому, кому Аллах хочет блага, Он даёт понимание религии»; имам Муслим в «Книге закята»; имам Тирмизи в «Сунане» в «Книге знаний»; имам Ахмад в своем «Муснаде», том 1, стр. 302 и другие мухаддисы передают этот хадис.
В другом риваяте этого хадиса, приведенном в сборнике хадисов имама Табарани, есть добавление: «Поистине, знания – за счёт получения, а понимание – за счёт вникания в суть».
Ибн Хаджар Аскаляни в «Фатхе», том 1, стр. 131 пишет: «Его иснад – хороший (хасан)».
Имам Муслим в «Сахихе» передаёт от Ибн Сирина:
«Поистине, знание – это религия. Смотрите же, у кого берёте религиозные знания». Во введении к «Сахиху» в разделе «О том, что иснад – часть религии» имам Муслим, объясняя этот хадис, пишет, что риваят можно принимать только от достоверных передатчиков. Критика передатчиков дозволена и, более того, обязательна, ведь это не поклёп, который запрещён, а защита религии от искажений.
Шейх Хабиб Рахман аль-Азами, мухаддис из Индии, пишет во введении к книге, разоблачающей Албани, в разделе «Уровень знаний Албани»: «Шейх Албани чрезмерно увлечён своими самолюбивыми страстями и опровержениями величайших исламских учёных. Никто до него так не усердствовал в этом. Он нашёл, к чему придраться, и у Бухари, и у Муслима, и у других учёных».
Шейх аль-Азами продолжает: «И Албани так усердно опровергал учёных, что невежды и глупцы решили, что он достиг такого уровня знаний, какого до него никто не достигал. Поэтому они сеют раздор и хвастаются им, везде на него ссылаясь. Некоторые из них даже говорят, что Аллах избрал его для устранения добавлений, внесённых в хадисы в разных книгах, и оттого Албани наделён знаниями, которыми не владел и не владеет ни один мухаккик прошлого и настоящего. Но для тех, кто знает Албани и его биографию, не секрет, что он никогда не брал знаний из уст учёных и не получал от них никакой пользы. А ведь знания достигаются лишь путём обучения у живых учёных. Мне сообщили, что уровень его знаний – это «Мухтасар» Кудури». Вот каков, на самом деле, уровень его знаний! («Мухтасар» имама Абуль-Хасана Ахмада ибн Мухаммада аль-Кудури аль-Ханафи (362 – 428 г.х.) является первой книгой, которую проходят студенты, приступившие к изучению ханафитского фикха)
Если мы заглянем в его книги, то легко сможем в этом убедиться. Бывает, что он в одной книге называет какой- нибудь хадис достоверным, а в другой – слабым. Более того, известны случаи, когда Албани вносит изменения в слова Пророка (ﷺ), что недопустимо для мухаддиса (ахлюль-хадис).
Такое может вытворять лишь тот, кто не почувствовал даже запаха знаний! Это путь того, у кого нет учителей и кто не получал знаний из уст учёных. Албани просто читал книги, полагая, что они могут заменить живых шейхов, и считал, что в этом и состоит обучение! Однако ни в одной биографии мухаддиса или хафиза не говорится, что они ограничились чтением книг и не учились у алимов. Никто не пишет, что великие мухаддисы и хафизы не слушали хадисы из уст учёных, как это было принято у ахлюль-иснад до них.
К явным заблуждениям Албани относятся постоянные выпады против великих имамов. Для разоблачения этого человека хватило бы упоминания о том, что он опровергал хукмы имамов Бухари и Муслима о хадисах и называл некоторые хадисы из их книг слабыми. Его опровержения основывались не на знаниях, а на невежестве и заблуждениях. Тому, кто не слеп и не упорствует в невежестве, после чтения книг Албани станет ясно, что Албани очень слаб в науке хадиса, в знании как матнов, так и передатчиков.
Также Албани известен тем, что обвиняет во введении вредных новшеств всех, кто с ним не согласен. Тех, кто с ним соглашается, он называет суннитами, достойными Рая, а тех, кто с ним спорит, – сторонниками вредных новшеств и утверждает, что их участь – гореть в Аду. Именно этим он снискал известность. Албани заблуждается в своих многочисленных фетвах и в своём так называемом иджтихаде.
Он обвинял в нововведениях тех, кто совершает зикр, используя чётки, и тех, кто читает Коран, отдавая вознаграждение усопшим. В его книгах много заблуждений и ереси (фасад), особенно в шархе на «Аль-Акыду ат-Тахавийя». Шейх Мухаммад Ясин аль-Фадани сказал: «Албани – заблудший человек, который вводит в заблуждение других». В заключение мы хотим обратиться к его последователям, которые считают его слова истиной. Оставьте этого возмутителя спокойствия, вернитесь на путь праведных и остерегайтесь тех, кто идёт против истины, и тех, кто судит о хадисах Пророка s, не обладая соответствующими знаниями. Нельзя следовать за заблудшим, даже если он написал десятки книг. Количество написанных книг не даёт не имеющему знаний права высказываться о словах Пророка (ﷺ).
Продолжение следует...
Шейх Абдуллах аль-Гумари. "Разоблачение Албани"