Один из 7-ми страшнейших грехов, названных Пророком Мухаммадом (мир ему)
Фото: Pressmaster/elements.envato.com
«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу». (Сура «Исра», аят 34)
Родители придают большое значение воспитанию своих детей, уходу за ними, и это естественно. Однако когда дело касается тех детей, которые растут лишенными родительского попечения, то о них нужно проявлять такую же и даже еще большую заботу, окружить их любовью и бережно относиться к тому имуществу, которое досталось им по наследству или которое выделило им государство. Поэтому те, кто берет детей-сирот под свою опеку, должны беспокоиться не только об их образовании и воспитании, но и взять на себя ответственность за сохранность имущества сироты. Недаром в аятах Корана придается большое значение этому вопросу, подчеркивается важность исполнения своего долга теми, кто берется защищать имущество сироты.
В приведенном в качестве нашей темы кораническом аяте речь идет о том, что запрещено использовать в своих личных целях принадлежащее сироте имущество, что шариатом разрешено использовать его исключительно в интересах ребенка и в целях его приумножения. Когда дети-сироты достигают совершеннолетия, опекуны теряют право распоряжаться их имуществом. И тут очень важно, чтобы опекуны не старались истратить имущество сирот до того, как они вырастут, потому что такое поведение противоречит установкам Аллаха. Вот что говорится об этом в аяте:
«Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество. Не пожирайте его, расточительствуя, в спешке, пока они не вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости. Когда вы отдаете им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Но довольно того, что Аллах ведет счет». (Сура «Ниса», 4:6).
До Ислама люди тратили имущество сироты по своему усмотрению. Чтобы свободно распоряжаться имуществом девочек-сироток, они женились на них или женили на них своих сыновей. Когда был ниспослан аят «Не приближайтесь к имуществу сироты…», асхабы-кирам стали очень сильно беспокоиться по этому поводу.
Они полностью разделили имущество сирот от собственного имущества, даже продукты питания начали тратить отдельно. Однако такое поведение создавало ряд проблем в попечении над сиротами. Один из асхабов рассказал досточтимому Пророку, что у них нет возможности содержать сирот в отдельном доме и готовить им еду отдельно. Чтобы избавить людей от такого неправильного понимания, внести ясность на данную проблему и успокоить мусульман, был ниспослан следующий аят:
«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: “Делать им добро – хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья”» (Сура «Бакара», 2:220).
Согласно этому аяту, важно не только хорошо заботиться о сироте, но и постараться приумножить его имущество, объединив со своим имуществом в одно общее дело. В этом нет ничего предосудительного, если при этом не тратить на себя имущество сироты. Однако полученный доход за вычетом расходов должен быть отдан сироте в соответствии с долей их имущества в общем деле или же положен на их счет.
Всевышний Аллах сообщил, что те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени. (Сура «Ниса», 4:10). Наш Пророк также среди семи смертных грехов назвал и присваивание имущества сироты и предостерег от этого. (Бухари, “Васая”, 23; Муслим, “Иман”, 145).
А в другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему) говорится о том, что в ночь Мираджа он видел людей, которые держали во рту горячие камни из огня, таково было их наказание. Когда он спросил у Джибриля о том, кто это такие, тот сказал, что эти люди в земной жизни несправедливо пожирали имущество сирот. (Ибн Хиббан, Сахих, XXIII, 57, хадис № 5657).
Если мы берем на себя обязательство заботиться о сироте, то мы должны очень бережно относиться к его имуществу, зря его не тратить и наоборот постараться это имущество приумножить. Пока они находятся под нашей опекой, мы должны заботиться о них даже больше, чем о собственных детях. Надо подходить к их имуществу только с добрыми намерениями. Ислам предписывает очень аккуратно и бережно относиться к этому имуществу, и когда эти дети-сироты достигнут совершеннолетия, вернуть им его в целости и сохранности.
Islam-Today