Образованный – не значит нравственный?
Высокая нравственность – качество, ставшее дефицитом нынешнего времени. Она регулируется религиозностью и самоуважением, как разумного творения великого Господа.
Ведь только духовный, богобоязненный человек сдерживает себя от скверного опрометчивого поведения или проникшийся культурой и пониманием разницы между невежественностью и воспитанностью.
Сегодня можно встретить много образованных и внешне красивых людей. Однако стоит им столкнуться с малейшими неприятностями, негативом со стороны кого-либо, как тотчас же проявляется их низшая сущность, эгоизм. Как говорили мудрецы: «Толкни сосуд и увидишь, что из него выльется…»
Образованность (даже религиозная), принадлежность к интеллигенции или к богатому кругу не всегда подразумевает наличие и подлинной высокой нравственности. Чаще можно встретить высокомерие, пафос, себялюбие.
Нравственный же человек может не знать определённой этики поведения в той или иной ситуации, но его естество всегда подсказывает ему как точно будет неуместно.
Это стыд и скромность, желание не доставлять никому неудобств своими действиями. Иначе говоря, нравственность исключает эгоизм и предполагает заботу о других (оберегая их от своего эго, нафса). Потому она высоко ценится в исламе и является целью в формировании верующей личности.
От Абдуллы бин Аббаса (р.а.) доведены слова Посланника Аллаха ﷺ, сказавшего: «Прекрасный нрав растопит ошибки и прегрешения подобно тому, как вода растапливает лёд. Плохой же нрав портит даже благие поступки подобно тому, как уксус портит мёд!» (Табарани, Кабир).
Читайте также: Как поступить, если деньги на хадж есть, но они из сомнительных?
Так же Пророк ﷺ говорил: «В День Суда на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия и, поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные, дурные слова!» (Тирмизи).
Истинное благородство начинается с воспитания нафса – своей животной, низшей сущности. Тогда человек обретает подобающий ему облик.
Облик высокого творения Всевышнего, который определил его наместником на земле, даровал много благ и возможностей, возвысив достоинство человека над всеми остальными своими творениями.
Поэтому даже мусульманину, получившему религиозное образование, важно встать на путь духовного очищения – воспитания нафса под наставничеством духовного учителя (тасаввуф), дабы соответствовать полученным знаниям и постичь их глубокие смыслы. В противном случае, знания и мирские статусы среди людей могут стать ловушкой шайтана, причиной высокомерия и гнева Аллаха Азза ва Джалля.
Автор: Айна Замаева