Обязанности кредитора и должника с точки зрения Ислама
Любое благое деяние доставит радость и пользу душе человека только тогда, когда оно выполнено искренне, с чистым правильным намерением в сердце.
В Священном Коране Всеведущий Аллах сказал:
وَأَحْسِنُوَاْ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«Пусть отношения между вами будут благими. Воистину, Аллах любит благодетелей» (Аль-Бакара, 2/195)
Красота наших поступков, взаимоотношений и поклонения Творцу строится на глубоких нравственных основах – чистоте и искренности наших помыслов. Добрые же дела, совершенные под влиянием эго (нафса), продиктованные тщеславием или корыстью, не являются таковыми и приносят только вред.
Эту истину следует помнить всегда, даже когда мы берем или даем в долг. Не все задумываются, что давать в долг – это тоже служение и поклонение Всевышнему. Каждый мусульманин должен придерживаться принципов взаимовыручки и дружелюбия, ибо эти чувства, выплескиваясь из берегов души, орошают сердца взаимной любовью, состраданием и щедростью. Такими людьми Всевышний Аллах доволен и одаривает их нравственным возвышением.
«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к сподвижникам, спросил:
– Знаете ли вы, кто такие банкроты (муфлис)?
Сподвижники ответили:
– Банкрот среди нас – это тот, у кого нет ни денег, ни имущества.
Услышав эти слова, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Банкрот – это тот, кому, наряду с его вознаграждением за намаз, пост и закят, в Судный день представят Книгу деяний, где записано, что он ругал того, незаслуженно обвинил в прелюбодеянии этого, взял имущество одного, пролил кровь другого, избил третьего. И тогда из его вознаграждений раздадут обиженным им. Если его благодеяния иссякнут, не покрыв долгов, тогда на него возложат их грехи, а затем он будет брошен в Ад со всеми их грехами». (Муслим, Бирр, 59; Ахмад бин Ханбаль, II, 303, 324, 372).
Долговые отношения с точки зрения Ислама накладывают и на кредитора, и на должника определенные моральные обязательства. Так, давая в долг, необходимо:
1. Иметь намерение ради довольства Аллаха помочь своему брату-мусульманину преодолеть материальные трудности.
Согласно хадису Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Тому, кто поможет в нужде брату мусульманину, Аллах поможет в его нуждах. Того, кто в горе и печали поддержит верующего брата, Аллах в Судный день избавит от всех его невзгод (осчастливит его)». (Бухари «Мазалим», 3; Муслим «Бирр», 58)
2. Не преследовать цели получить с этого прибыль.
3. По мере возможности облегчать положение должника, особенно когда он всеми силами старается погасить свой долг, но на его пути возникают непредвиденные помехи. В этом случае нужно постараться отсрочить выплату, ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Тот, кто дает отсрочку должнику, за каждый день отсрочки получает вознаграждение. А тому, кто перенесет срок выплаты долга на более поздний, за каждый день продления – вознаграждение как за подаяние в размере данного в долг.
Если дающий достаточно состоятелен, а должник беден и одинок, лучше вообще простить долг, посчитав его милостыней.
4. Не угнетать и не унижать должника, ибо нашим Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) сказано:
– Ты возьми свое право (долг) так, чтобы не попасть в грех.
Должнику, в свою очередь, следует:
1. Не брать в долг без крайней необходимости.
2. Обходиться лишь той суммой, которая покрывает основные жизненные потребности.
3. Не расходовать деньги на роскошь и излишества (не совершать исраф).
4. С искренним намерением стараться вернуть долг. Не злоупотреблять оказанным ему доверием и использовать деньги по назначению, так как нарушение этого наносит косвенный вред другим нуждающимся мусульманам.
5. Брать в долг на максимально короткий срок, чтобы не потерять денег или не забыть о долговом обязательстве и т.п. (более долгий срок может быть оговорен по личной инициативе дающего).
6. Без веских причин не откладывать время выплаты долга. Если же расплатиться в срок действительно невозможно, только тогда попросить отсрочить срок выплаты.
В одном хадисе Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) сказано:
– Считается угнетением, если богатый человек откладывает время выплаты долга, имея возможность расплатиться. (Бухари «Истикраз», 12; Муслим «Мусакат», 33)
7. Ни в коем случае не откладывать расплату на Судный день.
Исходя из всего сказанного, мы понимаем, что допустимо брать в долг лишь необходимые суммы, не предаваясь излишествам и имея искреннее намерение в короткий срок вернуть долг. А кредитору следует стараться приумножить свое вознаграждение, проявляя заботу и сострадание к должнику.
Islam-Today