О важности зикра в жизни мусульманина
Одно из самых главных желаний мусульман – уйти из жизни, будучи верующими на счету Всевышнего Аллаха. Ведь, поистине, нет гарантии, что являющийся верующим сегодня не утратит веру к концу своего земного срока.
В мире много соблазнов и испытаний, которые в одно мгновение способны изменить состояние сердца человека. Значит, необходимо быть бдительным, не забывать об истине и упорядочить свой образ жизни, согласно Корану и сунне посланника Аллаха ﷺ.
В хадисах сказано: «Тот, чьи последние слова перед смертью будут «ля иляха илляллах», войдёт в Рай» (Тирмизи) и «Подсказывайте своим умирающим, чтобы они говорили слова единобожия» (Муслим). Поэтому в исламе существует такая практика помощи находящимся на смертном одре.
Однако состояние умирающего будет подобно венцу его жизни. То, чем он жил, и чем было наполнено его сердце, – всё это затмит его разум в тот тяжелейший момент.
Если человек соблюдал свою религию, но сердце его стремилось к мирскому, при последнем вздохе, в смятении между чувством страха и безнадёжности вернуться назад, ему будет сложно собрать на языке слова единобожия. Ведь Пророк ﷺ говорил: «Каждый умрёт так, как жил и будет воскрешён в том положении, как и умер» (Муслим).
В книге «Рухуль-Байан» повествуется о таком случае:
«Один человек, зеленщик по профессии, прожил свою жизнь в небрежении в отношении Аллаха. И когда он оказался при смерти, находившиеся рядом с ним подсказали ему произнести слова единобожия «ля иляха илляллах». Но в ответ он лишь повторял: «Один пучок – один дирхам, один пучок – один дирхам».
Аллах Джалля Джалялуху говорит:
«Верующие поминают Аллаха и стоя, и сидя, и лёжа на боку» (Аль-Имран, 191).
Также Он сказал:
«Поминание Аллаха – самое главное» (Аль-Анкабут, 45).
Для благополучного исхода жизнь верующих должна быть тесно связана с Господом. Он должен постоянно присутствовать в мыслях и сердце, подобно тому, как воздух, не успев покинуть лёгкие, наполняет их вновь.
В исламе поминание называется зикром. Это частое повторение языком имён и слов прославления Всевышнего, согласно аяту: «О, вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно!» (Аль-Ахзаб, 41 ), и воспитание в себе состояния ихсана, когда ты неотлучно пребываешь с Ним.
Это интересно! Читайте также: Почему порой верующие перестают чувствовать трепет при совершении намаза?
Ибн Аббас, давая толкование этому аяту, пояснил: «Господь установил для каждого обязательного поклонения определённые границы, кроме Его поминания. Он не установил никаких ограничений относительно зикра. Вместе с тем Аллах не приемлет ничьих оправданий в оставлении поминания, кроме тех, кто страдает слабоумием. Так, Всевышний повелевает верующим всегда и во всех случаях жизни быть поминающими» (Табари, «Джамиуль-байан ат-та’вили аййаль-Кур’ан»).
Супруга Пророка ﷺ и мать правоверных Аиша (р.а.) говорила, что посланник Аллаха ﷺ поминал своего Господа почти каждый миг. (Муслим)
Это пример для мусульман, чтобы они понимали, как важно ежесекундно пребывать со своим Создателем. Таким образом человек избавляется от беспечности, ведущей к зачерствению сердца:
«Не впадайте в беспечность, предавая Аллаха забвению, погружаясь в пустые разговоры. Ведь это делает сердце черствым, а самые далёкие от Аллаха – обладатели чёрствых сердец!» (Тирмизи, Зухд, 62/2411).
Немалое значение, даже превосходящее, имеет практика зикра и в кругу джамаата. Посланник Аллаха ﷺ советовал своим сподвижникам:
– Когда вы проходите мимо садов Рая в этом мире, не лишайтесь их благ.
– Что вы имеете в виду, говоря о садах Рая, о, Посланник Аллаха? – удивились они. Пророк же ответил:
– Это кружки зикра! (Тирмизи, Да’ват, 82/3510).
Верующим не следует довольствоваться лишь внешним исполнением религиозных предписаний. Необходимо постоянно и осознанно пребывать с Аллахом и поминание является самым действенным путём для того, чтобы жизнь и сердца были наполнены сутью веры.
Зикр должен быть пропитан состоянием, подобным состоянию влюблённого, мысли которого ни на миг не покидает его любимая, и сам он переполнен восхищением ей. Как неимущий, получив великие блага от щедрого человека, преисполняется нескончаемым чувством благодарности ему.
Такова истинная сущность совершенного верующего. И если мусульманин сможет воспитать её в себе, то отдалится от греховного, от тяги к мирскому, а значит, будет из числа тех, кем доволен Всевышний.
Тогда Он непременно облегчит ему момент смерти и поможет покинуть этот мир со свидетельством о единобожии на устах.
Актуально! Читайте также: Лайфхак: как найти время для зикра?
Пример благого конца, благодаря постоянному пребыванию с Аллахом, демонстрирует смерть султана Явуз Селима. Когда приблизился час его смерти, он спросил Хасан Джана:
– Какое сейчас время, о, Хасан?
– Время быть с Аллахом! – ответил он.
Явуз Селим хан выпрямился на кровати и сказал ему:
– С кем же, по-твоему, я был всё это время?!
После он велел читать ему суру «Йа Син». Когда Хасан дошёл до 58-го аята «Милосердный Господь приветствует их словом «Мир!» («Салямун каулян мирра биррахим!»), – султан отдал Всевышнему душу.
Господь обещает:
«Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены!» (Йунус, 62).
Автор: Айна Замаева