О сущности Аллаха: увидим ли мы Всевышнего?
Му’мины не станут размышлять о сущности (зат) Аллаха и вести об этом разговоры. Человеческий разум не в состоянии осознать сущность Аллаха, вместо этого почувствует только благоговение и ужас.
Относительно познания сущности Аллаха имеются два варианта:
1. Осуществление (вуку‘). По этому поводу есть разногласия. Настоящая сущность Аллаха человеку не известна. Большинство му‘тазилитов и ученых в области каляма выступают против такой точки зрения.
2. Возможность (имкян). Относительно этого тоже имеются разногласия. Есть и такие ученые, которые говорят о возможности познать истинную суть Аллаха. Есть и утверждающие невозможность этого. Это – имам аль-Газали, имам аль-Харамейн и некоторые философы.
Такие ученые, как Кади Абу Бакр, Дурар ибн ‘Амр не высказали своих суждений по этому вопросу, то есть не сказали ни да, ни нет о такой возможности. Софисты же придерживаются мнения о невозможности этого.
Лицезрение Аллаха
Возможность предстать перед Всевышним и увидеть Его собственными глазами была обещана.
В аяте говорится:
«Одни лица в тот день будут сиять» (Аль-Кыяма, 22).
Наш Пророк ﷺ говорил: «Конечно же, вы увидите вашего Господа в Раю так же ясно, как видите этот месяц».
У аль-Бухари имеется и такое дополнение: «Посланник Аллаха смотрел на полную луну в четырнадцатую ночь месяца».
В другом хадисе наш Пророк ﷺ сказал: «Когда обитатели Рая будут пребывать среди благ, появится сияние. Они внезапно увидят, как Всевышний проявится для них и возгласит: «Ас-саляму ‘алейкум, о обитатели Рая!»
В аяте говорится:
«Милосердный Господь приветствует их словом: «Салям!» (Йа Син, 58).
Когда обитатели Рая увидят Аллаха, Он тоже взглянет на них. Увидев Аллаха, они перестанут обращать внимание на райские блага. Потом Аллах перестанет Себя показывать, однако Его сияние и благодать останутся с ними.
Аллах покажется, но не будет понятно, как это происходит. Величие и грандиозность Аллаха являются препятствием для полного Его постижения.
В аяте сказано:
«Не постигают Его взоры [Аллаха нельзя увидеть глазами в этом мире], но это Он постигает взоры. Он – Проявляющий доброту, Сведущий [обо всем]» (Аль-Ан‘ам, 103).
Слово «идрак», использованное в аяте, означает «полное постижение увиденного».
Из книги «Шир‘атуль ислам. Ахляк и адабы ислама»