• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О дозволенности употреблять понятие “существо” в отношении Всевышнего

Время чтения: 2 мин
4559

Вопрос:

Можно ли употреблять понятие "существо" в отношении Всевышнего Аллаха?

Ответ:

В плане бытия все существа можно условно разделить на три категории:

  1. Существование которых обязательно (ваджибу'ль-вуджуд): то есть их небытие невозможно, а бытие их абсолютно. Ничто не может обладать таким существованием, кроме Аллаха Тааля.
  2. Существование которых возможно (мумкину'ль-вуджуд): бытие и небытие таких существ имеют равную вероятность. Их наличие или же отсутствие не может никоим образом повлиять на бытие Аллаха, который всегда был и всегда будет. Можно предположить как существование этих объектов, так и их небытие. А несуществование Аллаха нельзя предположить. К этой группе относятся все существа, кроме Аллаха Тааля.
  3. Существование которых невозможно (мунтаниу'ль-вуджуд): сюда относятся те существа, бытие которых невозможно. Если они будут существовать, то нарушится порядок в мироздании. Наличие безупречного порядка во Вселенной свидетельствует о том, что ни один подобный субъект не существует, как не существует у Аллаха сотоварищей (шерику'ль-бари).

«Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы. Аллах, Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!»

Согласно ахли-Сунне, можно назвать существом все, что обладает бытием, потому что это понятие употребляется в отношении того, что существует. В соответствии с этим, мунтаниу'ль-вуджуд нельзя называть существом, так как их бытие невозможно. Также нельзя называть существом и те мумкину'ль-вуджуд, которых нет и которые не будут сотворены. Нет ничего предосудительного в том, чтобы употреблять понятие "существо" в отношении Аллаха, бытие которого абсолютно, и тех мумкину'ль-вуджуд, которые существуют. Однако понятие "существо", употребленное в отношении Аллаха Тааля, отличается от использования его в отношении других субъектов. Это понятно из наших предыдущих разъяснений о трех видах существ.

Существом можно назвать лишь то, что обладает бытием, что уже сотворено, о чем свидетельствует следующий аят:

"Над человеком прошел долгий срок времени, когда он не был поминаемым существом".

Islam-Today

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями, сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle